
Фото: Brett Johnson/Unsplash
Осенним утром 1916 года иеромонах Георгий Лавров, настоятель Свято-Георгиева Мещовского монастыря, что в Калужской губернии, шагал по одной из улиц Калуги. Вдруг он услышал негромкий оклик. «Батюшка!» — позвал его кто-то. Отец Георгий поднял голову и увидел молодую женщину. Она представилась местной купчихой и рассказала, что живёт на этой улице; что муж тяжело болен. Опасаясь, что умрёт, супруг отправил женщину за священником. Купчиха попросила отца Георгия пойти с нею, чтобы причастить её мужа.
Когда монах пришёл к больному, тот в слезах поведал ему своё горе: дом и имущество заложены, через два дня их пустят с молотка, а значит, семье его грозит полное разорение...
Но уже на следующий день в дом купца постучался посыльный с увесистым конвертом в руках. В нём была сумма, необходимая, чтобы рассчитаться с кредиторами! Деньги с помощью своих духовных чад собрал отец Георгий...
Будущий монах родился и вырос в бедной семье. Родители его, крестьяне села Касимовка Орловской губернии, даже не имея достатка, всегда подавали посильную милостыню и, чем могли, помогали попавшим в нужду односельчанам. На них всю жизнь и равнялся сын.
... Прошёл год после того случая с калужским купцом, и грянул октябрь 1917-го. Революция принесла разруху и голод. Начались гонения на верующих. Но иеромонах Георгий Лавров, невзирая на опасность ареста, продолжал самоотверженно служить ближним. Незадолго до революции он был назначен настоятелем Свято-Георгиева Мещовского монастыря близ Калуги. Во время голода, разразившегося в Калужской губернии в 1918 году, он, как мог, помогал крестьянам близлежащих к обители сёл. Для этого всей монастырской братией шили холщёвые мешочки, наполняли их мукой или крупой из монастырских запасов, потом отец Георгий запрягал лошадь и отправлялся по ближайшим к монастырю деревням и сёлам. Тихонько подъезжал к дому, оставлял мешочек на крыльце, и трогался дальше. Крестьяне часто даже не знали, что за благодетель помог им не умереть с голода.
А вот новая губернская власть узнала об этом. В марте 1919 года отца Георгия арестовали по обвинению в антисоветской деятельности. Пять лет он провёл в пересыльной Таганской тюрьме, пока пересматривался его приговор о ссылке в лагерь. Но даже в тяжелейших условиях заключения он находил возможность творить добро. Монах сумел получить у тюремного начальства разрешение ухаживать за больными арестантами. Бинты и йод для этих целей духовные чада приносили ему в передачах. «Вот откуда я бы никогда не хотел уходить, вот бы где с радостью и жизнь свою скончал, вот где я нужен!» — говорил отец Георгий о времени, проведённом в тюрьме.
Ещё раньше, по пути из Калуги в Москву, на этапе, отец Георгий встретил 14-летнего подростка, Андрея Утешева. После освобождения из тюрьмы он приютил мальчика, которому негде было жить, в подаренном духовными детьми домике в Сергиевом Посаде — тогда Загорске.
В 2000 году отец Георгий (Лавров) был прославлен Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема