Не так уж и давно, в течение всего 2016-го года, Россия отмечала большой юбилей русского литератора и историка — Николая Карамзина. Двести пятьдесят лет со дня рождения. Всенародным событием карамзинский год, увы, не стал, чего мне — жаль, ведь он заслуживает того, — но достойных подарков, как говаривали в старину, было.
От славных карамзинских проектов «Российской газеты», до — первого в истории нашего телевидения документального фильма о Николае Михайловиче.
По случаю карамзинского года и нашей радио-«Закладке» достался подарок: замечательная фонограмма чтения избранных страниц книги Карамзина «Письма русского путешественника» (сама книга вышла в начале 1790-х годов, будущему историку было тогда чуть более 20-ти лет, он писал её по следам своей европейской поездки — из Москвы до Лондона и обратно).
На подаренной фонограмме страницы «Писем...» читает народный артист России Виктор Татарский, — чей удивительный, сердечный голос издавна «прописан» во многих российских домах и семьях.
Итак, вот наш, как он сам себя назвал, «скиф Карамзин» — в Париже. Посещает историка Пьера Левека, преподававшего в Петербурге и написавшего труд по истории нашей страны. Это свидание и книга француза навели Карамзина на размышления.
Обратите внимание и на уточняющую реплику чтеца.
«...Больно, но должно по справедливости сказать, что у нас до сего времени нет хорошей российской истории... (Замечу, что именно автор этих строк — Николай Михайлович Карамзин в 1804 году начал работу над „Историей Государства Российского“ — В. Т.). Говорят, что наша история сама по себе менее других занимательна; не думаю: нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и читатель удивится, как из Нестора, Никона и проч. могло выйти нечто привлекательное, сильное, достойное внимания не только русских, но и чужестранцев...»
Не кажется ли вам, друзья, что после Карамзина и предшествующего ему Татищева; после историков Погодина, Аксакова, Соловьева, Костомарова и Ключевского — эти старинные слова Николая Михайловича (ещё не знающего тогда своей будущей славы как историка) — снова невероятно привлекательны?
Ведь последующие за названными именами поколения так и не сумели родить (в том числе и по объективным... по, так сказать, «большевистским», причинам) — фигуры, подобной Карамзину и его скорым коллегам. Замечательно и то, что многие — как беглые, так и обдуманные — советы и реплики Николая Карамзина дороги и свежи для нас, нынешних.
...Что ж, друзья, не забывая великих русских историков прошлого сумевших описать нашу отечественную цивилизацию «живо и разительно», — мы с вами, живущие в новом и новейшем времени, пока ещё приготовимся ждать.
...А пока наш дорогой Николай Михайлович Карамзин — в Париже (где и мы с вами можем нынче легко побывать, а в мои-то 20 лет, пришедшиеся на середину 1980-х — это было непредставимо). Карамзин в гостях у историка Левека. Он размышляет о его историческом труде, посвященном России, думает, как вы услышите — и благодарно и критически разом. А ещё, мне кажется, он думает и о нас с вами. О нас — сегодняшних, ждущих.
«...Левек как писатель — не без дарования, не без достоинств; соображает довольно хорошо, рассказывает довольно складно, судит довольно справедливо, но кисть его слаба, краски не живы; слог правильный, логический, но не быстрый. К тому же Россия не мать ему; не наша кровь течет в его жилах: может ли он говорить о русских с таким чувством, как русский?»
Ещё раз сердечно благодарю моего любимого актёра и радиоведущего Виктора Татарского за подаренную фонограмму чтения им, Виктором Витальевичем, «Писем русского путешественника» Николая Карамзина.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.