Не так уж и давно, в течение всего 2016-го года, Россия отмечала большой юбилей русского литератора и историка — Николая Карамзина. Двести пятьдесят лет со дня рождения. Всенародным событием карамзинский год, увы, не стал, чего мне — жаль, ведь он заслуживает того, — но достойных подарков, как говаривали в старину, было.
От славных карамзинских проектов «Российской газеты», до — первого в истории нашего телевидения документального фильма о Николае Михайловиче.
По случаю карамзинского года и нашей радио-«Закладке» достался подарок: замечательная фонограмма чтения избранных страниц книги Карамзина «Письма русского путешественника» (сама книга вышла в начале 1790-х годов, будущему историку было тогда чуть более 20-ти лет, он писал её по следам своей европейской поездки — из Москвы до Лондона и обратно).
На подаренной фонограмме страницы «Писем...» читает народный артист России Виктор Татарский, — чей удивительный, сердечный голос издавна «прописан» во многих российских домах и семьях.
Итак, вот наш, как он сам себя назвал, «скиф Карамзин» — в Париже. Посещает историка Пьера Левека, преподававшего в Петербурге и написавшего труд по истории нашей страны. Это свидание и книга француза навели Карамзина на размышления.
Обратите внимание и на уточняющую реплику чтеца.
«...Больно, но должно по справедливости сказать, что у нас до сего времени нет хорошей российской истории... (Замечу, что именно автор этих строк — Николай Михайлович Карамзин в 1804 году начал работу над „Историей Государства Российского“ — В. Т.). Говорят, что наша история сама по себе менее других занимательна; не думаю: нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и читатель удивится, как из Нестора, Никона и проч. могло выйти нечто привлекательное, сильное, достойное внимания не только русских, но и чужестранцев...»
Не кажется ли вам, друзья, что после Карамзина и предшествующего ему Татищева; после историков Погодина, Аксакова, Соловьева, Костомарова и Ключевского — эти старинные слова Николая Михайловича (ещё не знающего тогда своей будущей славы как историка) — снова невероятно привлекательны?
Ведь последующие за названными именами поколения так и не сумели родить (в том числе и по объективным... по, так сказать, «большевистским», причинам) — фигуры, подобной Карамзину и его скорым коллегам. Замечательно и то, что многие — как беглые, так и обдуманные — советы и реплики Николая Карамзина дороги и свежи для нас, нынешних.
...Что ж, друзья, не забывая великих русских историков прошлого сумевших описать нашу отечественную цивилизацию «живо и разительно», — мы с вами, живущие в новом и новейшем времени, пока ещё приготовимся ждать.
...А пока наш дорогой Николай Михайлович Карамзин — в Париже (где и мы с вами можем нынче легко побывать, а в мои-то 20 лет, пришедшиеся на середину 1980-х — это было непредставимо). Карамзин в гостях у историка Левека. Он размышляет о его историческом труде, посвященном России, думает, как вы услышите — и благодарно и критически разом. А ещё, мне кажется, он думает и о нас с вами. О нас — сегодняшних, ждущих.
«...Левек как писатель — не без дарования, не без достоинств; соображает довольно хорошо, рассказывает довольно складно, судит довольно справедливо, но кисть его слаба, краски не живы; слог правильный, логический, но не быстрый. К тому же Россия не мать ему; не наша кровь течет в его жилах: может ли он говорить о русских с таким чувством, как русский?»
Ещё раз сердечно благодарю моего любимого актёра и радиоведущего Виктора Татарского за подаренную фонограмму чтения им, Виктором Витальевичем, «Писем русского путешественника» Николая Карамзина.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер