Муромский городской голова Алексей Васильевич Ермаков прогуливался по берегу Оки, любуясь чудесным видом. Бездонное синее небо отражалось в плавных водах реки. В душе у градоначальника царили покой и безмятежность. Вдруг идиллию нарушил странный скрип. Алексей Васильевич вытянул голову, и увидел, как по крутому склону карабкается пожилая женщина с полными воды вёдрами на коромысле. Это они скрипели, нарушая тишину и покой утра.
Ермаков бросился на помощь. На подъёме в гору коромысло оказалось тяжёлым даже для него — как же эта старушка его таскает?!
— А часто ли, матушка, приходится за водой ходить? — спросил голова у женщины.
— Да как тебе, мил человек, сказать, — вздохнула она. — Когда два раза на день сходишь, а когда, бывает, и три...
Придя в свой рабочий кабинет, Алексей Васильевич до самого вечера не находил себе места. Нельзя, чтобы так продолжалось и дальше, — думал он. Необходимо немедленно строить водопровод. Но дело это затратное, если финансировать его из городской казны, может и на десять лет растянуться. А нужно сейчас, сразу... Уходя домой, Ермаков положил на стол делопроизводителя указ. В нём говорилось о начале строительства в Муроме водопроводной системы. Целиком и полностью за счёт его, Алексея Васильевича Ермакова, личных средств.
Когда на следующий день весть об этом облетела город, многие сочли, что градоначальник просто решил сделать хитрый ход для того, чтобы его избрали на второй срок. Но когда уже через неделю в центре города появился фундамент будущей водонапорной башни, даже упорные скептики поверили в то, что водопровод в Муроме всё-таки будет.
А когда вскоре с башни сняли строительные леса, горожане ахнули. Это было что угодно — миниатюрная копия здания английского парламента, триумфальная арка, но только не хозяйственная постройка с сугубо утилитарными функциями! Такую невероятную оригинальность постройки Ермаков резонно объяснил тем, что унылыми зданиями город даже ради водопровода портить не желает. А на вопрос газетчиков о стоимости чудо-башни деликатно промолчал.
А ведь были ещё трубы, фильтры, бассейны, колонки — одним словом, водопровод обошёлся Ермакову в серьёзную сумму. И ни копейки — из городской казны!
Впрочем, средства у Алексея Васильевича имелись. Купец первой гильдии, успешный предприниматель, он ещё до избрания на пост градоначальника сделал для Мурома много хорошего. Например, финансировал открытие женского училища и больницы. Но с высоты поста городского головы лучше были видны проблемы города, в решении которых Ермаков мог помочь не только как высокопоставленный чиновник, но и как милосердный человек, желающий творить добро.
В тысяча восемьсот шестьдесят пятом году он открыл сиротский приют, за которым в народе сразу же прочно закрепилось название «ермаковский». Газеты с восторгом писали о чистоте комнат, удобствах, высоком педагогическом и воспитательном уровне нового благотворительного учреждения и называли его «одним из благодетельнейших заведений».
Ни одно совершенное им доброе дело Ермаков не ставил себе в заслугу. «Так и должно быть, этому нас учит и Евангелие — помогать ближним, делиться богатством», — говорил он. Городские храмы получали от глубоко верующего Алексея Васильевича щедрые пожертвования.
«Никто не таков, как Алексей Васильевич Ермаков» — сложили благодарные жители Мурома поговорку про своего городского голову, которого, конечно, избрали на второй срок. А ермаковская водонапорная башня — или триумфальная арка? — по-прежнему украшает город и вызывает всеобщее восхищение.
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Нет сомнений в том, что труд учителя благороден. Но в то же время это служение часто сопряжено с тяжестью переживаний и неблагодарностью. В первую очередь, со стороны учеников. Об этом говорится, в частности, в отрывке из первой главы второго послания апостола Павла к Тимофею. Данный отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
Отчаяние — не просто тягостное состояние, это страшный грех, способный привести человека к непоправимым последствиям. Об опасности отчаяния неоднократно говорится не только в Священном Писании, но и в произведениях художественной литературы. Достаточно вспомнить, например, Родиона Раскольникова, героя романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Доведённый бедностью и гордостью до состояния отчаяния, Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы. Отчаяние довело Катерину из пьесы Александра Островского «Гроза» до самоубийства. Фактически убийцей под воздействием греха отчаяния стал Германн, персонаж «Пиковой дамы» Александра Пушкина.
Слово «отчаяние» — славянского происхождения. Оно состоит в языковой родне с глаголом «чаяти», то есть ожидать, надеяться. Таким образом, от-чаяние — это отказ от надежды, ожидания чего-то нового, светлого. В корне отчаяния лежит неверие в Бога, в то, что Господь способен помочь преодолеть различные жизненные трудности. Казалось бы, отчаяться должен был в своё время апостол Павел — автор прозвучавших строк из второго послания к Тимофею.
Тем более, что Второе послание к Тимофею было написано перед казнью Павла. Святой, предполагая, что скоро будет лишён жизни, написал проникновенное письмо своему сподвижнику, где размышляет и о пройденном жизненном пути, и об итогах апостольского служения.
Святой пишет Тимофею, что часть его учеников — христиан провинции Асии — оставила его. Павел не вдаётся в подробности, но есть ощущение, что речь идёт о предательстве. И в отношении самого апостола, и возможно в отношении веры. Но наряду с печальными моментами отмечает Павел и радостные, за которые благодарит Бога. В первую очередь, апостол пишет о преданности Тимофея. Упоминает он и Онисифора — члена Эфесской церкви — который прибыл в Рим и поддержал Павла в дни заключения. Так что апостол не поддавался унынию, признавая, что не только из чёрных полос состоит наша жизнь.
Прозвучавшие строки из второго послания к Тимофею побуждают и нас с вами не опускать рук. Да, действительно, в наше бытие регулярно вторгаются те или иные неприятные обстоятельства. А люди, которых мы считали надёжными, проверенными друзьями, демонстрируют совершенно иные качества. То есть не оправдывают наших надежд и доверия. Но одно дело люди, а другое Бог. И Господь, в отличие от человека, никогда не прогибается под действием обстоятельств, потому что Он их неизмеримо выше. И Господь никогда не предаёт и не оставляет нас. Только если мы сами не отворачиваемся от Него, с пренебрежением относясь к Его поддержке.
Апостол Павел неоднократно убеждался в том, насколько помощь Божия превосходит все обстоятельства этого мира, компенсируя, в том числе, и последствия предательства со стороны друзей и близких. И это обстоятельство утешает и вдохновляет. В том числе и на то, чтобы продолжать жить в соответствии с заповедями Божиими, делясь милостью и радостью с окружающими людьми. При этом понимая, что они возможно ответят на наш дар неблагодарностью. Ничего. Главное, что это служение с благодарностью примет Господь Иисус.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать болеющих детей, участников акции «Следуй за созвездием мечты»
Три года назад в результате болезни и сложной операции 9-летняя Лиза Журавская потеряла возможность ходить. С тех пор, при поддержке родных, она стремится вернуть себе свободу передвижения. Каждый день ребёнок старательно занимается на специальных тренажёрах, которые смастерил дедушка. Благодаря этому Лиза начала вставать с инвалидного кресла. Она мечтает однажды вернуться в спорт: раньше девочка занималась верховой ездой, баскетболом и акробатикой. Ещё одна её цель — когда-нибудь отправиться в увлекательное путешествие. Всё это придаёт девочке сил и мотивирует продолжать сложные занятия.
Чтобы процесс восстановления был наиболее эффективным, в дополнение к домашним упражнениям Лизе важно проходить реабилитацию в медицинском центре. Один из дорогостоящих курсов занятий со специалистами семье девочки помог оплатить фонд «Настенька». При участии благотворителей за короткие сроки фонд собрал необходимую сумму на помощь Лизе. И она уже побывала на восстановительном лечении.
После двух недель реабилитации девочка сделала несколько самостоятельных шагов, опираясь на трости. Врачи поражаются силе духа Елизаветы, которая упорно движется к своей мечте!
Чтобы и у других тяжелобольных детей была такая возможность, фонд «Настенька» проводит акцию «Следуй за созвездием мечты!». На странице акции размещены истории подопечных. Каждый загадал что-то очень важное — кто-то в будущем хочет стать пожарным или кондитером, а кто-то завести собаку, вместе с ней играть и гулять. Приняв участие в акции, вы поможете болеющим детям стать ближе к мечте. Собранные средства пройдут на оплату лечения, операций, реабилитаций и не только. Узнать об этом больше можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Взаимоотношения Древней Руси с другими государствами». Максим Дробышев
У нас в студии был кандидат исторических наук, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Максим Дробышев.
Разговор шел о взаимоотношениях Древней Руси с восточными и западными государствами и какое влияние на Русь оказывали Европа и Византия.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер