«...Нет, не в земельных просторах наш главный понесенный ущерб. Духовная жизнь народа важней обширности его территории и даже уровня экономического процветания. Величие народа — в высоте внутреннего развития, а не внешнего...
За эти четыре года поездив, поездив по России, поглядев, послушав, — заявлю хоть под клятвой: нет, наш Дух — ещё жив! и — в стержне своём — ещё чист! Там, там, на встречах, — не сказал я, мне говорили, меня убеждали: „Только бы спасти душу народа! — и спасётся всё!“»
Из главки «Строительное», — из последней главки книги Александра Солженицына «Россия в обвале» нам читал поэт и публицист Юрий Кублановский.
Хорошо помню, как у меня в руках оказалась впервые эта горячая, болевая книга.
27-го апреля 1999-го года, в Библиотеке-Фонде «Русское Зарубежье» вручалась Литературная премия Александра Солженицына поэтессе Инне Лиснянской.
Инна Львовна была так добра, что по старой дружбе пригласила меня на эту торжественную церемонию. Она даже и представила меня — о чем я вспоминаю с изумлением — нашему великому писателю, и мы поговорили с ним три минуты.
...Когда официальная часть закончилась, я по-мальчишески кинулся в соседний книжный магазин, — очень уж захотелось получить надпись на какую-нибудь из солженицынских книг. Однако все книги были разобраны, за исключением вот этого сборника, который мне — к тому времени — знаком ещё не был. Я купил его, подошел к писателю, и он сделал для меня в своей книге вежливо-нейтральную надпись.
И вот, казалось бы: прочитай, наконец-то, прочитай сей труд.
Но нет, заглянув в маленький томик в мягкой обложке, и узрев, что это нечто «политическое», про 1990-е годы, — с главами, названными «Зона власти», «Сплетенье наций», «Быть ли нам, русским?» — я отложил. На долгое время.
Отложил — непроходящую боль одного из лучших своих современников.
Одного из тех, для кого Отечество — не географическая территория и место проживания, — но — живая душа, родная мать, Родина — от слова «родить».
И вот теперь, перечитав эти эссе уж и не по второму разу, я думаю: а вот не будь в книге заключительной главки «Строительное», может, и осталась бы она для меня личным солженицынским приговором очередному «смутному» времени, отягощённом безжалостными «реформами» и подзабытыми ныне событиями на Кавказе? Приговором, пусть и смягченном посильными размышлениями о будущем возможном возрождении — историческом, экономическом, человеческом?
...Я перечитываю книгу Солженицына в год столетия октябрьских событий 1917-го, в год последней — понадеемся, что последней! — катастрофы русской цивилизации. И — благодарно кланяюсь памяти человека, который в горячей книге 1998-го года, написанной ровно за десять лет до своей кончины, подводя, так сказать, черту, — заговорил об источнике нашей вечной надежды: о народной душе. О духе народа.
«...Да. Дух — способен изменить направление любого, наигибельного процесса. Откатить и от самого края бездны. Кому — не поверится. Но кто за жизнь свою уже убеждался в правоте и могуществе Высшей Силы над нами — тот поверит, что и после прокатанного по нам столетия — есть у русских надежда. Не отнята.
Ощутить каждому, что ты — не щепка, что ты можешь повлиять на идущее: когда — через бесстрашие, когда — через выдержку. А иначе — кому же вытягивать? детям? внукам? Да разве им будет легче?
Никогда мы ничего не дождёмся от властных благодетелей, прежде чем поверим, что мы сами — исполнители своей судьбы. Только мы сами, если имеем волю не сгинуть с планеты вовсе (а это — грозит), должны своими силами подняться из нынешнего гибельного прозябания. Изменить — само поведение наше: усталое безразличие к своей судьбе».
...Сердечно благодарю поэта и публициста Юрия Кублановского, читавшего нам отрывки из книги Александра Солженицына «Россия в обвале».
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.