
Фото: Laura Siegal/Unsplash
Когда до телевидения, а тем более до Интернета было ещё далеко, перед корреспондентами газет и журналов стояла непростая задача: писать статьи, очерки и репортажи так, чтобы читатель мог не просто получить информацию, но будто бы увидеть всё своими глазами. Не удивительно, что на фоне текстов из твиттера публицистика той эпохи сегодня воспринимается как захватывающее, увлекательное чтение. Так, например, произведение известного журналиста конца 19-го — начала 20 века Власа Дорошевича «В земле обетованной. Палестина», впервые увидело свет в 1900 году, но с успехом переиздаётся и сегодня, и пользуется у читателей большим успехом.
Не записки паломника и не путевые заметки — эти зарисовки с натуры, объединённые в цельное произведение, скорее, многомерная картина с отчётливо выписанными деталями. Святая Земля предстаёт перед читателем такой, какой увидел её автор, умеющий, глубоко всматриваться в суть вещей. Дорошевич не просто восхищается святынями, каждой из которых посвящена отдельная глава книги. Он внимательно оглядывается вокруг, анализирует, улавливает нюансы. Так, например, в городке Лидда у места погребения святого Георгия Победоносца, Дорошевич обратил внимание на просящего милостыню араба. Получив мелкую монету, нищий радостно побежал в храм, построенный над гробницей Георгия Победоносца, и на эти деньги купил маленькую свечку, которую тотчас же зажёг перед образом святого. Чувствуется, что этот эпизод глубоко поразил и тронул автора.
Место Тайной Вечери, Крестный Путь, Голгофа — рассказывая о них, Дорошевич вспоминает Евангельские эпизоды и представляет, как всё это было тогда. И в тени древних олив Гефсиманского сада старается разглядеть молящегося Христа — не глазами, конечно, а сердцем. Которое переполнено неповторимой атмосферой Святой Земли — это очень хорошо ощущается в общем настроении повествования и, конечно, передаётся читателю.
Любопытно и ценно, что в одной из глав книги Дорошевич оставил подробное описание чуда схождения Благодатного огня в храме Воскресения Христова, которому он лично был свидетелем. И можно с уверенностью сказать: по эмоциональному накалу и обилию деталей оно не уступает современной ежегодной прямой телетрансляции!
Действительно, Влас Дорошевич умел писать так, чтобы другие видели. Благодаря этому мы сегодня можем просто открыть его книгу и в любой момент оказаться в Земле обетованной.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема