Когда до телевидения, а тем более до Интернета было ещё далеко, перед корреспондентами газет и журналов стояла непростая задача: писать статьи, очерки и репортажи так, чтобы читатель мог не просто получить информацию, но будто бы увидеть всё своими глазами. Не удивительно, что на фоне текстов из твиттера публицистика той эпохи сегодня воспринимается как захватывающее, увлекательное чтение. Так, например, произведение известного журналиста конца 19-го — начала 20 века Власа Дорошевича «В земле обетованной. Палестина», впервые увидело свет в 1900 году, но с успехом переиздаётся и сегодня, и пользуется у читателей большим успехом.
Не записки паломника и не путевые заметки — эти зарисовки с натуры, объединённые в цельное произведение, скорее, многомерная картина с отчётливо выписанными деталями. Святая Земля предстаёт перед читателем такой, какой увидел её автор, умеющий, глубоко всматриваться в суть вещей. Дорошевич не просто восхищается святынями, каждой из которых посвящена отдельная глава книги. Он внимательно оглядывается вокруг, анализирует, улавливает нюансы. Так, например, в городке Лидда у места погребения святого Георгия Победоносца, Дорошевич обратил внимание на просящего милостыню араба. Получив мелкую монету, нищий радостно побежал в храм, построенный над гробницей Георгия Победоносца, и на эти деньги купил маленькую свечку, которую тотчас же зажёг перед образом святого. Чувствуется, что этот эпизод глубоко поразил и тронул автора.
Место Тайной Вечери, Крестный Путь, Голгофа — рассказывая о них, Дорошевич вспоминает Евангельские эпизоды и представляет, как всё это было тогда. И в тени древних олив Гефсиманского сада старается разглядеть молящегося Христа — не глазами, конечно, а сердцем. Которое переполнено неповторимой атмосферой Святой Земли — это очень хорошо ощущается в общем настроении повествования и, конечно, передаётся читателю.
Любопытно и ценно, что в одной из глав книги Дорошевич оставил подробное описание чуда схождения Благодатного огня в храме Воскресения Христова, которому он лично был свидетелем. И можно с уверенностью сказать: по эмоциональному накалу и обилию деталей оно не уступает современной ежегодной прямой телетрансляции!
Действительно, Влас Дорошевич умел писать так, чтобы другие видели. Благодаря этому мы сегодня можем просто открыть его книгу и в любой момент оказаться в Земле обетованной.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.