Клайв Стейплз Льюис и Хелен Джой Дэвидмен говорили, что вся их жизнь была долгой дорогой друг к другу.
Льюис родился в тысяча восемьсот девяносто восьмом году в состоятельной семье. Мать Клайва рано умерла. Едва поступив в Оксфорд, юноша добровольцем ушёл в армию, участвовал в Первой мировой, был ранен. После окончания колледжа Клайв Льюис остался в Оксфорде преподавать литературу и английский язык.
Главным предметом литературных трудов Льюиса стала вера. Его богословские книги «Письма Баламута», «Просто христианство» быстро приобрели известность. Но настоящую славу ему принесли «Хроники Нарнии», семь повестей в жанре фэнтези.
Американская писательница Хелен Джой Дэвидмен была на семнадцать лет младше Льюиса. В двадцать три года девушка получила престижную Йельскую премию за сборник стихов, подрабатывала журналистикой и киносценариями. В юности Джой была атеисткой, симпатизировала коммунистической партии, вышла замуж за репортёра-коммуниста Джона Грэшема. Родилось двое сыновей, но брак был несчастливым. Муж пил, изменял Джой, в конце концов он оставил жену.
Ещё во время замужества Джой стала задумываться о вере в Бога. Размышляя об этом, она написала Клайву Льюису. Письмо Джой содержало интересные вопросы и глубокие комментарии. Они свидетельствовали о её неподдельном интересе к христианству и проницательном уме. Между богословом и писательницей завязалась оживлённая переписка.
В тысяча девятьсот пятьдесят втором году Джой Дэвидмен приехала погостить в Англию, чтобы лично встретиться с Льюисом.
Его друзья были изрядно шокированы прямолинейностью американки. Но Льюису понравилась манера Джой с азартом дискутировать, размышлять, отстаивать своё мнение. Он говорил: «Её ум был сильный и гибкий, как леопард. Я быстро научился не нести вздор, разве только из чистого удовольствия наблюдать её реакцию, из удовольствия быть ранимым и смешным в её глазах».
Джой восхищалась Льюисом, а подруге написала: «уже тогда я мысленно вышла замуж за него». Она обосновалась в Оксфорде, перевезла туда детей.
Писатели были друзьями, собеседниками, компаньонами, и не более. Сын Джой, Дуглас Грэшем, говорил: «Мне кажется, что Клайв довольно скоро стал испытывать к маме любовь, но ему потребовалось много времени, чтобы осознать свои чувства и особенно чтобы принять их».
Клайва и Джой подтолкнули друг к другу обстоятельства: в тысяча девятьсот пятьдесят шестом году английские власти отказались продлевать Джой вид на жительство. Из благородства Льюис предложил заключить брак. Это была гражданская процедура, они расписались в мэрии.
А буквально через два месяца у Джой диагностировали рак кости. Вскоре она перенесла три операции. Льюис не отходил от больной. «Я никогда еще так не любил её, как с тех пор, когда её постигло несчастье», — признавался Клайв. Он сказал Джой, что хочет настоящего брака — то есть венчания.
Таинство совершили прямо в больнице. И случилось чудо — наступила ремиссия. Любящие люди получили передышку, время, чтобы насладиться искренним неподдельным счастьем. Вместе супруги побывали в Ирландии и Греции. Но угроза болезни не отступала. Льюис так описывал другу их настроение с Джой: «Ты не поверишь, как нам весело — медовый месяц на тонущем корабле».
Жена вдохновила Клайва на новые книги. Одна из них — «Любовь», размышления о четырёх видах любви — любви родственной, дружбе, влюблённости и самом высоком виде — любви-даре.
Через два года болезнь вновь дала о себе знать. В июле тысяча девятьсот шестидесятого года Хелен Джой скончалась. Её смерть подкосила Льюиса, он лишь на три года пережил жену. Свою скорбь писатель выплеснул на страницах книги-дневника «Боль утраты».
В ней Льюис воспел свою любимую: «Хорошая жена соединяет в одном лице всех, кто тебе необходим на жизненном пути... Она была мне дочерью и моей матерью, моей ученицей и моим учителем, моей слугой и моим господином, верным товарищем, другом, спутником, однополчанином. Моей возлюбленной...»
Чтобы девочки с синдромом Дауна продолжали учиться и заниматься рукоделием

Ульяне 26 лет, и десять из них она живёт в Елизаветинском детском доме при Марфо-Мариинской обители в Москве. В основном здесь воспитываются девочки с синдромом Дауна. Ульяна — прекрасная помощница по хозяйству и талантливая мастерица: ей нравится вышивать и создавать картины из шерсти. Для неё это источник радости и то, что получается лучше всего.
Её путь к самостоятельности начинался с малого: Ульяну учили ухаживать за собой и своими вещами, мыть посуду и готовить. Параллельно девушка занималась с логопедом и дефектологом, а позже отучилась в колледже. За всеми её успехами стоит кропотливая работа сотрудников Елизаветинского детского дома и, конечно, личное усердие.
Рукоделие особенно давалось Ульяне с большим трудом. Поначалу, было сложно даже вдеть нитку в иголку, подводила мелкая моторика. Кроме этого, на осмотре у врача выяснилось, что у девушки плохое зрение. Ей подобрали очки, мир обрёл чёткость, а вместе с этим пришла и уверенность. Постепенно Ульяна освоила кропотливое занятие и полюбила создавать красоту своими руками.
Другие воспитанницы с синдромом Дауна, которые вместе с Ульяной живут в Елизаветинском детском доме, тоже любят творить. Они с интересом осваивают что-то новое: учатся работать на швейной машинке, пробуют украшать сумки и многое другое.
Чтобы у детского дома была возможность организовывать больше творческих и развивающих занятий, ему важна поддержка. Пусть Ульяна и другие особенные мастерицы продолжают учиться и заниматься тем, что их радует.
Помочь Елизаветинскому детскому дому можно по ссылке
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гонения на Русскую Церковь в 1920-е годы». Диакон Михаил Гар
У нас в студии был старший специалист отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитагного университета диакон Михаил Гар.
Разговор шел о гонениях на Русскую Церковь в Советсткой России в 20-е годы прошлого века. Как и почему преследовались священники и верующие люди и как к этим гонениям в начале относилось русское общество.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Проект «Монастыринг». Александра Франк
У нас в студии была режиссер, продюсер, глава благотворительного фонда «Звезда на ладошке» Александра Франк.
Мы говорили с нашей гостьей о вере и творчестве, а также о новом реалити-шоу «Монастыринг», в котором трое молодых блогеров приезжают на Валаам и погружаются в монастырскую жизнь.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер







