Есть, думается мне, трогательная правда в том, что звуковую версию книги 1909 года, знаменитого сборника статей о русской интеллигенции под названием «Вехи», — изготовило в новом веке самочинное издательство «Аудиокнига своими руками».
Пылкое, «студенческое», семичасовое чтение «Вех» неизвестным мне Алексеем Ковалёнком, только укрепляет меня в этих ощущениях.
Вот — из открывающей книгу статьи мыслителя Николая Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда». Итак, это 1909-й год, так называемая «реакция» режима вослед так называемой «революции 1905 года». И — попытка осмысления:
«...Основное моральное суждение интеллигенции укладывается в формулу: да сгинет истина, если от гибели ее народу будет лучше житься, если люди будут счастливее; долой истину, если она стоит на пути заветного клича „долой самодержавие“. Оказалось, что ложно направленное человеколюбие убивает боголюбие, так как любовь к истине, как и к красоте, как и ко всякой абсолютной ценности, есть выражение любви к Божеству.
Подлинная же любовь к людям есть любовь не против истины и Бога, а в истине и в Боге, не жалость, отрицающая достоинство человека, а признание родного Божьего образа в каждом человеке...»
Алексей Ковалёнок (проект «Аудиокнига своими руками») читал из статьи философа Николая Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда».
О «Вехах» написаны горы статей и монографий. У «Вех» были предшественники и последователи (упомяну книгу статей о революции 1917 года — «Из глубины», и самиздатскую — «Из-под глыб»). В последнюю вошла статья Солженицына «Образованщина», где говорилось: «„Вехи“ и сегодня кажутся нам как бы присланными из будущего...»
Несмотря на то, какими разными были семь авторов «Вех» — от Бердяева и Сергея Булгакова до Петра Струве и Семёна Франка; несмотря на их противоречия между собой и временем, они совершили, как думаю я, перечитав «Вехи», по крайней мере — одно важное дело, почитающееся у верующих наивысшей добродетелью.
...Они сумели разглядеть и назвать грех той интеллигенции, от лица которой и о которой писали. Вот что, на мой взгляд, важнее всего, что делает эту книгу бесконечно современной для нас с вами — потомков тех, кто был когда-то убежденно вовлечён в насильственное переустройство русской жизни.
«...Так как все зло объясняется внешним неустройством человеческого общежития и потому нет ни личной вины, ни личной ответственности, то вся задача общественного устроения заключается в преодолении этих внешних неустройств, конечно, внешними же реформами. Отрицая Провидение и какой-либо изначальный план, осуществляющийся в истории, человек ставит себя здесь на место Провидения и в себе видит своего спасителя...»
Из «веховской» статьи Сергея Булгакова «Героизм и подвижничество» читал Алексей Ковалёнок (издательство «Аудиокнига своими руками»).
А теперь и я прочитаю из документа тех времён, из «Открытого письма» — всем семи авторам этого самого сборника статей о русской интеллигенции.
«...Вы пошли на правое дело без расчета, не подумали о том, сколько нравственных заушений придется вам принять за правду. Пошли, убив в себе всякое тщеславие, следуя только совести и любви. Вы знали, что если и не поймут вас на земле люди, то будут приветствовать с неба ангелы. <...> Ваше дело, ваша книга, есть событие чистое, христианское, русское...» Конец цитаты.
Мне очень дороги, друзья, эти слова из отклика на «Вехи» архиепископа Антония Храповицкого, будущего эмигранта и первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей. Слова из такого далёкого и недалёкого 1909-го года.
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема