Братья Эдмон и Жюль Гонкур с детства были неразлучны. Их вкусы, привычки, интересы совпадали во всём. Потому-то братья всю жизнь и занимались одним делом. Их творческий союз — идеальное литературное сотрудничество, едва ли не единственный случай, когда столь близкие друг другу люди могли и жить бок о бок, и работать рука об руку, нисколько не мешая друг другу. Да так, что многие, непосвященные в их семейную историю, принимали братьев Гонкур за одного писателя.
Эдмон был старше Жюля на восемь лет. Мама мальчиков умерла, когда младшему исполнилось всего четыре года. Отец больше не женился. Он умер, когда сыновья уже выросли и могли сами позаботиться о себе. И всё же они с трудом пережили своё полное сиротство.
Но жизнь продолжалась, братья были хорошо образованы и богаты, энергия била в них ключом, оставалось только найти ей выход. И Гонкур
попробовали себя на поприще живописи. Для начала они собрали неплохую коллекцию картин и даже превратили свой дом в музей художественных ценностей, которые любя называли «изящными безделками». А вот художников из братьев не вышло. Тогда они решили стать драматургами. Но и тут их ожидал провал. Упорные Эдмон и Жюль, не собиравшиеся сдаваться, написали роман. Успеха он не имел, однако это не остановило молодых людей. Они снова взялись за перо, а в их случае, фигурально выражаясь, оно было одно на двоих, и принялись за составление исторических очерков и искусствоведческих статей. А когда поняли, что рамки журналистики им узки, вернулись к литературе и посвятили совместному творчеству двадцать лет, со временем став одними из самых успешных писателей 19-ого века. Современников, конечно, интересовало, как братья работают сообща, не ссорясь и не перетягивая на себя одеяло. Гонкур не скрывали, что сначала придумывают идею романа, потом составляют план главы, потом каждый пишет свой вариант, после чего они читают их друг другу и сливают воедино оба текста.
Знакомые братьев называли их отшельниками. Оба никогда не были женаты, не имели близких друзей, хоть и общались со многими знаменитостями: Флобером, Тургеневым, Готье. Жили Гонкур в одном доме и большую часть времени проводили за письменным столом, работая невероятно много. Любили братья и бродить по Парижу: они посещали церковные службы, музеи, заглядывали иной раз в самые отдалённые уголки города, исследуя их, наблюдали за парижанами — богачами и бедняками, и использовали потом свои наблюдения в очередном романе. А если приходилось выезжать за пределы Франции, братья и это делали только вдвоём. Так они побывали в Италии, Голландии, Германии, Алжире.
Литературный Париж привык к тому, что Эдмон и Жюль никогда не расстаются. Это продолжалось до трагического июня 1870-ого года, когда от нервного переутомления умер младший Гонкур. Ему было всего сорок лет. Эдмон остался один — без единственного по-настоящему близкого человека, без того, кто составлял его семью. Гонкур-старший с большим трудом заставил себя продолжить работу. Он долго не мог смириться с печальной действительностью, сочинять романы в одиночку стало для него мукой. С уходом Жюля Эдмон будто потерял часть себя. И стараясь хоть чуть-чуть уменьшить постоянную тоску по младшему брату, Эдмон начал печатать мемуары, рассказывающие о жизни братьев Гонкур.
Этот знаменитый дневник — одно из самых значимых их произведений. Эдмон и Жюль по очереди писали его долгие годы. И хоть повествование велось от имени одного человека, читатели чувствовали, что героев двое. И что в каждой строчке 22-х томов дневника стоит не местоимение «я», а всегда «мы».
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер