На одной из своих первых научных работ Дмитрий Менделеев написал: «Это исследование посвящается памяти матери её последышем. Она могла его взрастить только своим трудом, воспитывала примером, исправляла любовью. Умирая, завещала: терпеливо искать божескую или научную правду. Заветы матери считает священными Дмитрий Менделеев».
Мама учёного — Мария Дмитриевна Корнильева — родилась в тобольской купеческой семье. В 16 лет вышла замуж за учителя Ивана Менделеева, который со временем стал директором гимназии. Семья была большой: Мария Дмитриевна родила 17 детей, но восемь из них умерло. Самый младший — Дмитрий — появился на свет зимой 1834-ого года. И в тот же год Марии Дмитриевне пришлось стать главой дома. Супруг больше не мог работать — он потерял зрение. На мизерную пенсию содержать семью было, невозможно.
И тогда невозможное совершила Мария Дмитриевна. Продолжая заботиться о детях и слепом муже, она впервые в жизни вышла на работу и сразу же взялась управлять целым стекольным заводом в тобольском селе Аремзяны. Предприятие принадлежало брату Менделеевой, он передал его сестре, чтобы поддержать её семью. Мария Дмитриевна оказалась талантливым руководителем, за несколько лет её работы завод расцвёл. Она успевала всё: управляла производством, ухаживала за мужем, растила и учила детей. Заработав деньги, отправила супруга на операцию в Москву, и врачи вернули ему зрение.
Мите — как любимцу — мама уделяла особое внимание. Под её руководством он начал читать в четыре года. И позже вспоминал, что именно мать привила ему любовь к науке и труду. Мария Дмитриевна часто брала его с собой на завод. Сын пропадал в цехах, заворожённый процессом варки стекла. В семье шутили, что у них растёт будущий гений химии, но мать отнеслась к интересам сына серьёзно. А заметив, как Митя талантлив в математике и физике, твёрдо решила — он будет учёным, чего бы ей это не стоило.
Когда Митя окончил гимназию, Мария Дмитриевна — к тому времени уже вдова — решила дать сыну хорошее высшее образование. Продала завод и покинула с ним Сибирь. Они уехали в Петербург, где Дмитрий поступил в Главный педагогический институт. Это было очень трудно, приём проводился раз в два года и как раз в тот — 1850-ый — его не было. Мария Дмитриевна, обегав множество инстанций, добилась того, что Мите разрешили сдать вступительные экзамены. И только после их завершения с облегчением вздохнула.
Поставить талант сына на путь служения науке — в этом мать видела свою главную обязанность. И как будто решила, что это её последнее на земле дело. Мария Дмитриевна умерла через четыре месяца. Перед уходом благословила сына иконой, на которой написала: «...Будь добр, чти Бога, царя, Отечество и не забывай, что должен на Суде отвечать за всё. Прощай, помни мать, которая любила тебя. Марья Менделеева».
Мамы не стало, когда Мите было всего 16. Трагедия тяжело подействовала на юношу: подорвала его здоровье, он не мог учиться. Один из врачей даже сказал: «Ну, этот-то уже не поднимется». Дмитрий слышал эти слова. В то же день больной встал с постели и засел за конспекты. Предать «дорогую маменьку», как Менделеев называл Марию Дмитриевну, её веру в то, что сына ждёт блестящее будущее, он не мог. Образ мамы на всю жизнь остался для него священным. Дмитрий Иванович всегда помнил: учёным он стал только благодаря любви Марии Дмитриевны. И не раз потом в своих работах с благодарностью упоминал её имя.
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.