«…Она не проявила радости заполучить квартиранта, жаловалась на черный недуг, из приступа которого выходила сейчас: недуг налетал на нее не каждый месяц, но, налетев,
– ...держит два'-дни и три'-дни, так что ни встать, ни подать я вам не приспею. А избу бы не жалко, живите.
И она перечисляла мне других хозяек, у кого будет мне покойней и угожей, и слала обойти их. Но я уже видел, что жребий мой был – поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты. Здесь было мне тем хорошо, что по бедности Матрена не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать.
И хотя Матрена Васильевна вынудила меня походить еще по деревне, и хотя в мой второй приход долго отнекивалась:
– Не умемши, не варёмши – как утрафишь? – но уж встретила меня на ногах, и даже будто удовольствие пробудилось в ее глазах оттого, что я вернулся…»
Это был голос Александра Исаевича Солженицына, он читал из своего знаменитого рассказа «Матренин двор», хрестоматийного сочинения, входящего во все антологии, чуть ли не изучаемого нынче и в школе.
История жизни, вернувшегося из сталинской ссылки Игнатича (лишь это его имя и есть в автобиографическом повествовании), жизни его на станции «Торфопродукт», недалеко от Рязани – у пожилой и полуприкаянной русской бабы Матрёны, – в своё время всколыхнула страну.
«Матренин двор» был вторым произведением Солженицына, напечатанным Твардовским в «Новом мире», вослед «Ивану Денисовичу». Рассказ этот и зачисляли в родоначалие «деревенской прозы», партийные обкомовские писаки лютовали, что нет де у нас таких хозяйств, что описано в нём – многое было. А нынче по нему и научные работы пишут и доклады читают даже.
Сегодня я обратился к нему – вы слышали первую закладки – из-за раздумья: а жребий ли это был герою – поселиться именно у Матрёны. И судьба у нее поломанная, и жизнь не устроена, быт не отлажен, – жребий ли был той встречей?
Нет, конечно. Та встреча была промыслом. И только им. Но понял это герой (и я вослед за ним), – только к концу, когда Матрена Васильна такм нелепо погибла на переезде, когда ее родные допреж смерти хозяйки взялись делить отписанную ею избу, когда переселился Игнатичу к её золовке и та «как-то с новой стороны осветила» ему умершую. Причем и осветила то – в неодобрительности, перечисляла и перечисляла ее-де недостатки – от нечистоплотности до бесплатной помощи чужим…
«И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, – пишет Солженицын, – она говорила с презрительным сожалением».
Даже – о сердечности и простоте… И только тут наш Игнатич всё понял, – из это неодобрительности и выплыл перед ним образ Матрёны, какой он не понимал её, даже и привязавшись к ней, даже и живя с нею бок о бок.
«…Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, – она не скопила имущества к смерти.
Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы...
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник,
без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша».
…Вот и думаю я сегодня: а бывали у нас с вами в жизни, да что у вас, – у меня, – такие вот Матрёны Васильны, неэффектные, тихие, возможно, и нескладные, но сияющие внутренним светом и умеющие к тому же – исподволь, бессознательно, выделять этот удивительный свет в мир Божий?
Бывали, конечно. И в детстве и в нынешние времена. Ауспел ли я им воздать должное, отплатить добром в своё время? Разглядел ли я их – тогда?
Вот – то-то и оно.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (29.04.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 10 зач., IV, 1-10.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Что такое вера? Казалось бы, ответить на данный вопрос очень просто. Но не тут-то было. Вера — глубокое и многогранное даже не чувство, а явление, феномен. О природе настоящей крепкой веры и её антиподах — сомнению и маловерию — говорит нам отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
Апостолы Пётр и Иоанн Богослов, укреплённые благодатью Святого Духа, дерзновенно проповедуют жителям Иерусалима. Свои слова они подкрепляют чудесами. Например, по молитве учеников Христовых от хромоты избавляется известный всему городу нищий хромой. За всё совершённое Петра и Иоанна арестовывают и приводят на заседание синедриона — религиозного суда древнего Израиля. Между судьями-первосвященниками и апостолами начинается диалог. Диалог, в котором духовный настрой учеников Христовых противостоит напору гонителей Церкви, их сомнениям и маловерию. И мы с вами видим, как в этом противостоянии многогранно проявляет себя вера апостолов.
В их лице мы видим, что вера, в первую очередь, это, конечно же, уверенность. Речь идёт об убеждённости человека в существовании кого-либо или чего-либо. В случае с религиозной жизнью — в бытии Бога. Интересно, что данный вид веры не подразумевает автоматически исполнение заповедей Господних — добродетельной жизни. Об этом ярко пишет апостол Иаков: «ведь бесы веруют и трепещут». Злые духи точно знают, что Бог есть. Но это никак не облегчает их тёмное существование. Верой как уверенностью обладали некоторые революционеры, проповедники атеизма. Они знали, что Господь существует, но сознательно Ему противились. Конечно же, апостолы точно знали, что Бог есть, что Христос — Сын Божий. Но их вера не ограничивалась исключительно убеждённостью, что Господь существует.
На примере Петра и Иоанна мы видим второй аспект веры — доверие. Здесь речь идёт уже не только о рассудочной вере, но сердечном стремлении человека жить в согласии с волей Божией. Христианин любит Господа, доверяет Ему свою жизнь. Примером такой веры был, конечно же, праотец Авраам. Услышав голос Божий, он оставил прежний дом и отправился в долгое путешествие. На протяжении жизни праотец неоднократно проявлял свою крепкую веру-доверие, ставшую по слову апостола Павла основой праведности Авраама. Апостолы Пётр и Иоанн, а вместе с ними вся древняя Церковь жили в доверии ко Христу, имея надежду на то, что Сын Божий будет рядом и в дни радости, и в дни скорби. Последние же особенно требовали третьего аспекта веры — веры как верности.
Верность предполагает, что человек уже не только стремится доверять Богу, но и искренне исполняет Его заповеди. Даже если тому имеются препятствия. Веру-верность явили миру и апостолы, и многочисленные христианские мученики, жившие не только в эпоху древнего Рима, но и в недавнем прошлом. В течение 70 лет в нашей стране Православная Церковь была гонима безбожной властью, от рук которой пострадало множество священнослужителей и простых верующих. Огромное число наших соотечественников стало примером удивительной и истинной верности Богу. И конечно же — мы как новое поколение христиан призваны не посрамить память предшественников, но явить миру пример веры и как убеждённости в существовании Бога, и как доверия Его промыслу, и, безусловно, как верности заповедям Христовым. Только в данном случае мы можем надеяться, что будущее Церкви нашей окажется относительно спокойным.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Тюремное служение — одно из основных направлений работы самарского фонда просвещения «Вера». У него есть два уникальных проекта. Команда фонда организует вещание радио ВЕРА в местах лишения свободы. На сегодня эфир Светлой радиостанции охватил более трёхсот исправительных учреждений России. И теперь в их стенах регулярно звучит Евангельская весть! Кроме этого, фонд просвещения «Вера» проводит для осуждённых курсы по иконописи. Это даёт людям возможность стать ближе к Церкви и Богу, а также освоить новую профессию.
Многие, из тех, кто находится в местах лишения свободы, видят особое утешение в росписи икон и в программах радио ВЕРА.

«Недавно произошёл интересный случай, — делится сотрудник фонда Константин Бобылев. Нам написал мужчина из Рязанской области, с которой мы ещё не работали. Он обратился с просьбой запустить вещание Радио ВЕРА в его колонии. Кроме этого, мужчина хотел освоить иконописное дело. Каким-то образом он узнал об этих возможностях. К письму осуждённый приложил несколько своих рисунков с изображением Богородицы и святого Спиридона Тримифунтского. Видно, что у человека есть талант и рвение послужить Богу таким вот образом. Постараемся ему помочь», — говорит Константин.
Помимо этого, в планах у фонда продолжить работу по запуску вещания Радио ВЕРА в колониях России.
Вы можете поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера», оставив любой благотворительный взнос на его официальном сайте. Собранные средства пойдут на покупку оборудования для организации вещания Светлого радио и материалов для занятий иконописью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов