
Фрагмент иллюстрации предания о Честном Древе в монастыре Святого Креста (Иерусалим)
Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорит: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие». Действительно, весть о том, что Господь добровольно претерпел смерть за грехи людей, звучит для многих дерзновенно и немыслимо. Но для христиан даже само орудие казни Спасителя символизирует силу и славу Господа. Верующие с трепетом и благодарностью поклоняются Животворящему Кресту. Неудивительно, что сам образ Честного Древа вызывал интерес и у богословов, и у простых христиан.
В западом пригороде Иерусалима находится православный монастырь Святого Креста. По преданию, он построен на месте, где когда-то выросло дерево, из которого сделали Крест Господень. Сейчас монастырь принадлежит греческим монахам, но много веков его называли «обителью грузинской славы».
Фрески главного храма иллюстрируют монастырское предание о Честном Древе. Оно гласит, что три путника, то есть Святая Троица, явившаяся Аврааму, оставили праотцу три посоха. Они были из разных видов дерева: кипариса, кедра и певга, местной хвойной породы. Пророк Исаия предсказывал: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего».
Праведник Лот, племянник Авраама, спасённый Ангелом из разрушенного Содома, много лет поливал воткнутые в землю посохи. И случилось чудо — они дали корни и ростки, а со временем срослись в один ствол. «Крест трисоставный, честное Древо, / Троицы бо носит Триипостасный образ» — такими словами описывается святыня в «Каноне Святому и Животворящему Кресту».
В предании монастыря Святого Креста говорится, что чудесное древо срубили по приказу царя Соломона, возводившего в Иерусалиме Храм. Ствол увидела легендарная царица Савская. Она пророчески узрела судьбу древа и сказала Соломону, что на нём суждено умереть Богу. Царь устрашился и повелел закопать дерево глубоко под землёй. Слуги спрятали его около Овчей купели. Прошли столетия, вода размыла землю и дерево оказалось в воде. Когда пришёл его час, ствол извлекли и сделали распятие, на котором предали казни Сына Божия.
Существуют и другие апокрифы, в которых рассказывается о необычном происхождении Древа Честного Креста, например, «Евангелие Никодима» или «Слово о Честном Древе». В них говорится, что Крестное древо произросло от ветви из райского сада. Её принёс Ангел, чтобы утешить умирающего Адама.
Эта легенда словно вторит словам Иоанна Златоуста: «Вместо дерева познания добра и зла — древо Креста; вместо смерти Адамовой — смерть Христова... Чрез древо поразил диавол Адама; чрез Крест преодолел диавола Христос».
Предания о Честном Древе не являются каноничными, однако их символы и образы вошли в мировой культурный контекст. Главная ценность апокрифов о происхождении Истинного Древа Честного Креста в том, что они обращают внимание на взаимосвязь евангельских событий и ветхозаветной истории. Они подчёркивают и воспевают роль Божественного Промысла, который действует в истории всего мира и судьбе каждого человека.
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарии и Елисаветы» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне», и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема