14 сентября мы отмечаем начало церковного года. Первого сентября по старому стилю Церковь вспоминает, как Господь произнес свою проповедь в синагоге, упомянутую в Евангелии от Луки. В ней Господь приводит ветхозаветное пророчество Исайи, и говорит о том, что эти слова исполняются в Нем, Иисусе. Вот эти слова: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лук.4:18,19) Что такое «лето Господне благоприятное?» Речь идет о так называемом «юбилейном годе». По ветхозаветному закону, каждый пятидесятый год (Лев.25:11) все долги аннулировались, рабы отпускались на свободу, земельные участки возвращались тем, кто — за долги или как-то иначе — их потерял. В древнем Израиле — как и в любом человеком обществе — существовало расслоение, кто-то обогащался, кто-то впадал в нищету, кто-то приобретал обширные земли, кто-то шел в поденщики, кто-то хвалился полными сундуками денег, а кто-то сидел в долговой яме. Люди становились обездоленным по разным причинам — кто-то не был виноват в этом, и разорился из-за болезни, пожара, неурожая или еще каких-то несчастных обстоятельств, кто-то пострадал от собственной лени или пороков, но всем им лето Господне обещало новую жизнь. Ярмо рабства — обычного или долгового — отменялось, люди обретали свободу и получали участок земли, чтобы его возделывать и достойно кормиться трудами рук своих.
Богатеи, которые теряли рабов, деньги или земли, конечно, были недовольны — но для большинства людей это было время невыразимой радости и ликования. Все, что делало жизнь людей горькой и мучительной — нищета, долги, угнетение — прекращало существовать. Юбилейный год был установлен законом не только для того, чтобы поддерживать достоинство, равенство и справедливость среди народа Божия, но чтобы указывать на грядущее избавление, когда Бог даст своим людям свободу в гораздо более важном и высоком смысле — свободу от греха, от страха, от смерти. Это обычно для Ветхого Завета — те или иные древние события или установления предвещали то, что должно было совершиться с приходом Спасителя. И вот Христос возвещает, что наступает лето Господне — момент преображения, когда мы можем оставить, по благодати Божией, все наши прошлые грехи, беды, заблуждения. Обиды, которые мы потерпели и обиды, которые мы причинили, в прошлом. Мы можем быть освобождены, прощены, приняты, восстановлены в отношениях с Богом и друг с другом. Для нас может начаться совсем новая жизнь. И этот юбилейный год для нас, людей Нового Завета, может наступить в любой момент — как только мы решимся обратиться ко Христу в покаянии и вере.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.