14 сентября мы отмечаем начало церковного года. Первого сентября по старому стилю Церковь вспоминает, как Господь произнес свою проповедь в синагоге, упомянутую в Евангелии от Луки. В ней Господь приводит ветхозаветное пророчество Исайи, и говорит о том, что эти слова исполняются в Нем, Иисусе. Вот эти слова: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лук.4:18,19) Что такое «лето Господне благоприятное?» Речь идет о так называемом «юбилейном годе». По ветхозаветному закону, каждый пятидесятый год (Лев.25:11) все долги аннулировались, рабы отпускались на свободу, земельные участки возвращались тем, кто — за долги или как-то иначе — их потерял. В древнем Израиле — как и в любом человеком обществе — существовало расслоение, кто-то обогащался, кто-то впадал в нищету, кто-то приобретал обширные земли, кто-то шел в поденщики, кто-то хвалился полными сундуками денег, а кто-то сидел в долговой яме. Люди становились обездоленным по разным причинам — кто-то не был виноват в этом, и разорился из-за болезни, пожара, неурожая или еще каких-то несчастных обстоятельств, кто-то пострадал от собственной лени или пороков, но всем им лето Господне обещало новую жизнь. Ярмо рабства — обычного или долгового — отменялось, люди обретали свободу и получали участок земли, чтобы его возделывать и достойно кормиться трудами рук своих.
Богатеи, которые теряли рабов, деньги или земли, конечно, были недовольны — но для большинства людей это было время невыразимой радости и ликования. Все, что делало жизнь людей горькой и мучительной — нищета, долги, угнетение — прекращало существовать. Юбилейный год был установлен законом не только для того, чтобы поддерживать достоинство, равенство и справедливость среди народа Божия, но чтобы указывать на грядущее избавление, когда Бог даст своим людям свободу в гораздо более важном и высоком смысле — свободу от греха, от страха, от смерти. Это обычно для Ветхого Завета — те или иные древние события или установления предвещали то, что должно было совершиться с приходом Спасителя. И вот Христос возвещает, что наступает лето Господне — момент преображения, когда мы можем оставить, по благодати Божией, все наши прошлые грехи, беды, заблуждения. Обиды, которые мы потерпели и обиды, которые мы причинили, в прошлом. Мы можем быть освобождены, прощены, приняты, восстановлены в отношениях с Богом и друг с другом. Для нас может начаться совсем новая жизнь. И этот юбилейный год для нас, людей Нового Завета, может наступить в любой момент — как только мы решимся обратиться ко Христу в покаянии и вере.
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О подлинной полноте

В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Христе: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
О подлинной полноте — протоиерей Максим Горожанкин.
«Господь наш Иисус Христос, придя на землю, соединил в Себе божественное и человеческое естества». Почему это произошло и почему для нас это так важно? Христос стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. И человеческую природу, и человеческое естество Господь вознёс на Крест и совоскресил с Собою.
В православном богословии есть очень глубокий и важный термин — это обожение. И каждый человек, каждый христианин призван к обожению, то есть к тому, чтобы во всём быть подобным Богу.
Святитель Григорий Богослов прекрасно осмысливает данное явление в духовной жизни. Он пишет так: «Если ты будешь низко думать о себе, то я напомню тебе, что ты — созданный бог, ты — честная Христова часть, через Христовы страдания идущий в нетленную славу».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О жизни и творчестве Андрея Рябушкина

Сегодня 29 октября. В этот день в 1861 году родился русский художник Андрей Рябушкин.
О его жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Будущий художник воспитывался в верующей семье. И он, что называется, с младых ногтей уже познакомился с церковной живописью. Он очень любил иконы, он любил рассматривать, как украшены стены храмов. Конечно, это отразилось в его будущих работах, когда он сам стал художником.
Путь его был непростым: рано осиротев, он не смог унаследовать мастерскую своего отца. Но случай помог ему всё-таки найти свой путь. Но мы-то понимаем, что случай не случайный бывает. Богу угодно, чтобы человек всё-таки реализовал себя. Земляк Андрея Рябушкина, тоже студент Московского училища живописи, ваяния, зодчества, Андрей Преображенский, повлиял на то, чтобы всё-таки таланты Рябушкина нашли свою реализацию.
Очень интересный факт такой, что по окончании Художественной академии выпускники имели стипендию на поездку за границу для того, чтобы познакомиться с мировыми классиками в Италии, например. Так вот, Рябушкин отказался от такой заграничной поездки, захотел поехать по России. Это очень показательно, что человек любит свою страну и хочет её, прежде всего, воспеть.
Он посетил Новгород, Псков, Владимир, Ростов, Ярославль. Он увлечён историей Отечества и увлечён изучением культурного наследия своих предков. Его всё интересовало: одежда, орнаменты на национальных костюмах, музыкальные инструменты, игрушки, расписные прялки. Всё это он потом отразит в своих знаменитых работах.
Вот по завершении путешествия Андрей Рябушкин написал целый ряд жанровых картин, посвящённых крестьянскому и мещанскому быту. В этот день, когда родился Андрей Рябушкин, будет здорово открыть каталог и познакомиться с его наследием.
Все выпуски программы Актуальная тема








