
Недавно мы с младшим сыном посетили очень интересный московский музей под названием «Живые системы». В нём показывают и рассказывают о том, как устроены живые организмы, в том числе и человек. Все экспонаты музея можно потрогать, запустить в действие.
А меня в этом музее заинтересовало зелёное кольцо, нарисованное на полу. Оно определяет размер персональной зоны каждого человека: то расстояние, на которое комфортно к нему приближаться. Это расстояние вытянутой руки — от полуметра до метра. В этой зоне мы взаимодействуем с семьей и друзьями, допуск в эту зону есть знак доверия и дружбы. Ещё более близкий контакт — до полуметра — это интимная зона, куда допускаются только самые-самые близкие.
И я задумалась о необходимости личного пространства каждому человеку. Не только чисто физического пространства на расстоянии вытянутой руки, но и психологического личного пространства, внутрь которого не допускаются без разрешения даже самые близкие. И это правильно, когда у каждого человека, в том числе и ребёнка, есть неприкосновенное индивидуальное, куда не лезут, не ломятся, и это — его личное пространство.
У одного человека это пространство - шире, у другого - уже, но потребность в такой собственной территории, полностью контролируемой и безопасной, универсальна. Это пространство воспринимается человеком как часть собственного «я», и поэтому так болезненно воспринимаются посягательства на эту территорию, как нападение, от которого необходимо защищаться. В дневниках Пришвина есть мысль о необходимости защищать «святыню самости» каждого человека. На Западе эту святыню самости называют «privacy» — у нас это переводится как «приватность».
К сожалению, не все это понимают. И сегодня очень часто бывает, что жёны читают личную почту своих мужей, выискивают в телефонах крамольные смски. «Как же так?» — думают они, — «Если я не буду этого делать, я не смогу держать мужа под контролем, он распустится и найдёт себе другую. Нет уж, лучше я потихонечку просмотрю его телефон, обшарю его пиджак в поисках записок...». Также можно услышать, что матери без спроса вламываются в комнату своих взрослых детей. Очень часто это происходит потому, что с ними в детстве поступали так же. И нет опыта, как оберегать чужое личное пространство, как не ломиться туда, куда не стоит ломиться. И такую мать даже обижает, когда подросток закрывает свою комнату на ключ и прячет от неё свои личные записи под пароль. Но всё-таки стоит научиться соблюдать личное пространство своих близких. Ведь ребёнок, к границам которого родители относятся с уважением, научится и сам уважать собственные и чужие границы, сможет впоследствии постоять за себя, поймёт, что он хочет, и возьмёт ответственность за свои решения.
Но тут могут мне задать такой вопрос. Как же не проверять личные сообщения своего подросшего ребёнка, если со всех сторон рассказывают страшные истории про подростковые группы в соцсетях... Как с этим быть? Если подросток ничего не рассказывает дома, как понять, что у него в жизни происходит, если тайком не читать его переписку?
Единственный способ узнать, что происходит в жизни моего ребёнка — выстроить с ним доверительные отношения. Посмотрите: ведь наш Отец Небесный очень уважительно относится к нашей личной свободе, никогда ничего не навязывает. Уважение и поддержка, а главное — контакт с подростком — вот, что поможет мне хотя бы примерно представлять себе, как и чем он живёт, что его волнует и огорчает. Только так, и никак иначе: не насилием, не взломом границ. И они будут благодарны за это своим родителям. Взаимное доверие и уважение — очень хрупкие и нежные цветы, но их можно и нужно вырастить совместными усилиями на семейном поле.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема