Недавно я смотрел интервью, которое один журналист брал у верующего человека, представителя Православной Церкви. Этот журналист сделал себе имя на умении превратить любой разговор в что-то среднее между допросом и скандалом на коммунальной кухне, на способности вывести оппонента из равновесия, запугать или разозлить. Так, увы, нередко выглядят телешоу — и на нашем телевидении, и в других странах.
Считается, что зрителям скучно наблюдать за вежливым обменом мнениями — рейтинги телепрограммы поднимет скандал, еще лучше — драка. Отсутствие грубого столкновения может привести к тому, что зрители заскучают и переключатся на другой канал.
Меня поразило поведение верующего участника — под градом нападок, провокаций и обвинений он оставался выдержанным, спокойным и благожелательным. Человека умело, профессионально провоцировали — а он не провоцировался. К тому же, беседа шла на неродном для него английском языке (который я бы, наверное, от нервного напряжения тут же забыл). Я, по эту сторону экрана, испытывал сильное раздражение, мне хотелось выругаться, возмутиться — но христианин на экране оставался очень спокойным. И я благодарен ему за этот урок.
Почему он вел себя таким образом? Как ему это удалось? Вероятно, прежде всего, сыграло роль сознание того, что он находится на службе. Что он представляет Церковь, а не самого себя, и не имеет права дать личному возмущению или личной обиде помешать его служению. Сознание ответственности — понимание того, что все, что он скажет, как представитель Церкви, будет растащено на цитаты, любой его срыв, любое неуместное, непродуманное слово будет растиражировано и станет поводом для нападок на Церковь.
Большинство из нас не оказывается в такой ситуации. Нас не провоцируют высокопрофессиональные провокаторы и не пытаются вывести из равновесия люди, которые делают это намеренно и умело.
Но мы все, как христиане, в этом мире являемся посланниками, представителями нашего Господа. Мы либо даем повод ищущим повода, либо не даем, ради нас имя Божие либо прославляется, либо хулится.
Большинство из нас не показывают по телевизору, но социальные сети дают каждому возможность и людей посмотреть, и себя показать.
И в них мы часто оказываемся в ситуации, когда нас обижают, раздражают и выводят из себя — иногда умышленно, часто, просто потому, что людям вообще трудно поддерживать уважительную беседу в сети. Очень легко вспылить, начать ругаться, выказывать личную обиду и возмущение (которую потом легко для себя назвать праведным гневом) . Но мы должны помнить, что мы тут не себя самих представляем. Мы — посланники Христа в этом мире.
И если мы не способны вести беседу выдержанно, в конце концов, в сети от нее легко уклониться и заняться чем-нибудь другим. Но гораздо лучше, когда мы превращаем наше пребывание в сети в свидетельство о плодах Святого Духа, которые перечисляет Апостол: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23).
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России