
Фото: Piqsels
Пророк Иоанн Креститель – один из самых почитаемых в Православной Церкви святых. Ему посвящено множество храмов. А в иконостасе, перегородке с иконами, которая отделяет алтарь, изображение Иоанна Крестителя находится всегда рядом со Христом. Земная жизнь святого Иоанна была довольно краткой. По навету злобной царицы Иродиады ему отрубили голову, которая затем стала почитаться христианами как великая святыня.
Несмотря на это глава Иоанна Крестителя Церковью трижды утрачивалась, но впоследствии также трижды чудесным образом находилась. Третье нахождение или по-славянски обретение главы святого пророка состоялось в Абхазии, где ее в начале девятого века было решено спрятать от еретиков-иконоборцев. В середине девятого века святыня была перевезена в Константинополь, где была разделена на несколько частей. Лицевая область главы Иоанна Крестителя была положена на серебряное блюдо и сверху накрыта стеклянным колпаком.
В 1204 году Константинополь захватили крестоносцы. Один из участников этого преступления католический священник Валлон де Сартон после штурма обнаружил в императорском дворце лицевую часть святыни на серебряном блюде, покрытую выпуклым хрустальным стеклом. Спрятав реликвию, Сартон тайно перевез ее во французский город Амьен, где она с тех пор и находится.
Специально для хранения главы Иоанна Крестителя в Амьене был построен величественный собор Амьенской Богоматери. Амьенский собор своими размерами превосходит все храмы Франции. Его также считают образцом готической архитектуры.
Поклониться главе пророка Иоанна приезжали в Амьен французские короли. От главы пророка Иоанна постоянно совершаются чудеса. Амьен неоднократно после молитв перед святыней избавлялся от различных эпидемий. В городе также сложилась традиция мириться у главы Иоанна Крестителя.
В 1958 году с разрешения Католической Церкви группа ученых, специалистов в области патологоанатомии, стоматологии, археологии, провели полноценное изучение святыни. Они выяснили, что лицевая часть главы, хранящейся в Амьенском соборе, принадлежит мужчине примерно 35 лет, жившем на Ближнем Востоке примерно в первом веке по Рождестве Христовом. Кроме того, на голове оказался хорошо виден след от удара кинжалом. А как известно, когда глава Крестителя досталась Иродиаде, та, находясь в состоянии одержимой ярости, пронзила главу кинжалом.
У Православной Церкви и без каких-либо исследований нет причин сомневаться в истинности Амьенской святыни. О главе Иоанна Крестителя и ее нахождении во Франции еще в семнадцатом веке писал православный святитель Димитрий Ростовский. Кроме того, в русских летописях можно найти упоминания о пеших паломничествах, которые устраивали наши предки во Францию для поклонения святыне. Поток православных паломников к главе Иоанна Крестителя не иссякает и сегодня. Кстати, он значительно больше католического.
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема