Гордыня — первый грех, от которого все прочие происходят. Так учат святые отцы. И они совершенно правы. Гордыня, она ведь к любому делу может прилепиться. К звонарскому тоже.
Утром на буднях звонишь, еще темно долгими зимами нашими, и в Святые ворота смотришь — так, для порядка: знаешь, что если кто и пройдет, то свой, который звон слышал много раз, остановится, чтобы перекреститься, и скорее в храм. И дальше звонишь, глядя задумчиво на заледеневшую Москва-реку, спокойно, без задних мыслей. Порой и молитва приходит.
Иное дело в субботу, в воскресение или в праздник большой. Благовестишь и видишь, как в Святые ворота вошли люди — незнакомые, просто из любопытства. Первая мысль: выдержали бы длинный благовест, не ушли, чтобы им мой красивый трезвон услышать! С трудом сдерживаешь себя, чтобы не ускорять звона. Если все-таки гости уходят, то такое разочарование... Конечно, и трезвонишь, но как-то механически. Но если пришедшие останавливаются и задирают головы посмотреть, кто там звонит так хорошо, то... Вот тут гордыня и укусит в самое сердце! И уж так расстараешься, такие коленца выдашь, такую импровизацию, что аж распирает от удовольствия, от сознания: вот какой я звонарь! Лучший!
Звон закончил и бегом вниз. Почему бегом? Ох... да чтобы застать гостей, чтобы мимо них пройти, как бы не обращая на них внимания, деловой походкой, а сам-то ждешь, что окликнут: «Это вы звонили? Спасибо вам!..» «Да, я». — скромно ответишь. А если гости еще вопросы зададут, то уж соловьем разольешься и о колоколах, и о звонарском труде, и вообще... Главное, чтобы с улыбкой и легкой самоиронией. А внутри-то всё поет от гордости.
Но бывает — сбежишь с колокольни, а двор монастырский пуст. Облом. Обидно...
Оно, конечно, — гордыня... Но звонарь — тот же артист, а артисту нужна публика. Сколько раз замечал, что на публику звоню лучше, с большим подъемом. Но в основном звонишь без всякой публики, и кроме Бога никто не слышит. А разве есть слушатель лучший?! Порой это ощущение Главного Слушателя расцветает в душе, и тогда уже и в ворота не смотришь, и публика не нужна.
15 июля. О промысле Божьем в истории

12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о промысле Божьем в истории.
Бог сильнее всяких человеческих сил. Но нет ни одной человеческой силы — ни политической, ни научной, ни административной, никакой, — которая могла бы противостоять воле Божией.
Господь, конечно, попускает нам, грешным и недостойным, жить по своей воле, и нередко эта жизнь приводит к тяжелейшим последствиям. И многие из своего личного опыта знают, как это бывает тяжко.
Ну, а мы можем вот в этих стенах сказать, каким страшным был опыт жизни всего нашего народа в стране, которая провозгласила себя первым атеистическим государством в мире. Ничего не получилось, и все силы были брошены.
И снова возвращаемся к этому вопросу. А как же так? Неужели эти старушки, которые там верующими оставались, перевернули силу сверхдержавы? Откуда это всё произошло? Почему в одночасье рухнул атеистический режим? Почему мы снова в этом историческом кафедральном соборе совершаем богослужение, ничего не боясь и даже уже не вспоминая о тех временах?
Если кто-то скажет: «Стечение обстоятельств, появление каких-то политических лидеров», — ну, конечно, и одно и другое присутствовало. Но такой тектонический разлом всей жизни сверхдержавы, ядерной сверхдержавы, не мог произойти просто так, потому что кто-то так решил сделать.
И поэтому для нас перемена, которая произошла в жизни страны, которая так ярко выражается в православии первого лица нашего государства: Владимир Владимирович никогда не стыдится ни в храм прийти, ни причаститься Святых Христовых Тайн. И как важно это в том числе и для всего народа как добрый пример доброго христианина — вот до таких времен дожили!
Но, а все остальное, восстановление, строительство тысяч и тысяч монастырей и храмов, мест богослужения — в истории человечества такого не было, как произошло в нашей стране. Вот никто не может сказать: «А это у нас было». Нет, не было. А в России это произошло.
И опять-таки не потому, что мы такие, а потому, что Господь, видимо, через страдания нашего народа, через муки, которые люди претерпевали, в том числе и защищая православие, обратил гнев Свой на милость, и сегодня во всех отношениях Россия стала удивительным государством.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июля. О дарованиях без недостатка

В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа».
О дарованиях без недостатка — протоиерей Максим Первозванский.
Господь удивительно утешает нас, когда мы говорим, что мы живём в какие-то плохие времена, что нам чего-то не хватает для спасения. Вот были другие времена, и тогда все было гораздо лучше.
Вот апостол нам на все времена указывает, что мы, находясь в Христовой Церкви, не имеем ни в чем недостатка для того, чтобы обрести спасение, и поэтому это очень утешающие слова Господа, вселяющие в нас надежду и уверенность в том, что мы можем это спасение обрести.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июля. Об истории Феодотьевской Иконы Богородицы

Сегодня 15 июля. Церковь чтит Феодотьевскую Икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Михаил Самохин.
Феодотьевская икона Божией Матери — это святыня Рязанской земли. Явилась в 1483 году в окрестностях Рязани в пустынном месте, именуемом Старое, близ села Феодотьево. Поскольку от иконы стали совершаться многочисленные исцеления, то по повелению рязанского князя она была перенесена в город Рязань и с подобающей честью поставлена в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы.
В 1611 году по распоряжению архиепископа рязанского Феодорита с явленной иконы была снята копия и отослана в село Феодотьево. Летописи зафиксировали чудесное исцеление силой Божией Матери от моровой язвы в 1771 году. Феодотьевскую икону носили по городу и окрестным селениям, и если её приносили в какой-нибудь дом, в который болезнь ещё не была занесена, то язва совершенно там не появлялась. А во все дальнейшее время, если же дом был уже заражён, то болезнь немедленно прекращалась.
Жители Рязани издревле чтят Феодотьевскую икону, и перед ней бывает множество молящихся. Её очень часто брали в дома и служили молебны перед началом какого-нибудь семейного дела, например, женитьбы. Празднование этой иконе установлено в 1618 году в память избавления Рязани от нашествия отрядов казаков.
После закрытия Успенского собора в 30-х годах XX века следы первообраза затерялись. Возможно, икона находится в музейных запасниках. Но до наших дней дошли её списки, также прославленные чудесами. Один из них находится в селе Федотьево Спасского района Рязанской области, другой — в Рязанском кафедральном Борисоглебском соборе.
Все выпуски программы Актуальная тема