Гордыня — первый грех, от которого все прочие происходят. Так учат святые отцы. И они совершенно правы. Гордыня, она ведь к любому делу может прилепиться. К звонарскому тоже.
Утром на буднях звонишь, еще темно долгими зимами нашими, и в Святые ворота смотришь — так, для порядка: знаешь, что если кто и пройдет, то свой, который звон слышал много раз, остановится, чтобы перекреститься, и скорее в храм. И дальше звонишь, глядя задумчиво на заледеневшую Москва-реку, спокойно, без задних мыслей. Порой и молитва приходит.
Иное дело в субботу, в воскресение или в праздник большой. Благовестишь и видишь, как в Святые ворота вошли люди — незнакомые, просто из любопытства. Первая мысль: выдержали бы длинный благовест, не ушли, чтобы им мой красивый трезвон услышать! С трудом сдерживаешь себя, чтобы не ускорять звона. Если все-таки гости уходят, то такое разочарование... Конечно, и трезвонишь, но как-то механически. Но если пришедшие останавливаются и задирают головы посмотреть, кто там звонит так хорошо, то... Вот тут гордыня и укусит в самое сердце! И уж так расстараешься, такие коленца выдашь, такую импровизацию, что аж распирает от удовольствия, от сознания: вот какой я звонарь! Лучший!
Звон закончил и бегом вниз. Почему бегом? Ох... да чтобы застать гостей, чтобы мимо них пройти, как бы не обращая на них внимания, деловой походкой, а сам-то ждешь, что окликнут: «Это вы звонили? Спасибо вам!..» «Да, я». — скромно ответишь. А если гости еще вопросы зададут, то уж соловьем разольешься и о колоколах, и о звонарском труде, и вообще... Главное, чтобы с улыбкой и легкой самоиронией. А внутри-то всё поет от гордости.
Но бывает — сбежишь с колокольни, а двор монастырский пуст. Облом. Обидно...
Оно, конечно, — гордыня... Но звонарь — тот же артист, а артисту нужна публика. Сколько раз замечал, что на публику звоню лучше, с большим подъемом. Но в основном звонишь без всякой публики, и кроме Бога никто не слышит. А разве есть слушатель лучший?! Порой это ощущение Главного Слушателя расцветает в душе, и тогда уже и в ворота не смотришь, и публика не нужна.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.