В местах, где разные веры и цивилизации соседствуют друг с другом, иногда можно наблюдать вражду. Однако бывает и по-другому — соседствующие цивилизации начинают проникать друг в друга, воспринимать соседские черты. Так произошло, например, в Албании в 18 веке.
В те времена территория нынешней Албании и все Балканы принадлежали Османской империи. Понятно, что главенствующей религией в этом государстве был ислам. Но Албания оказалась в данном случае некоторым исключением. В большинстве своем тогдашние албанцы не были в строгом смысле мусульманами, а придерживались своеобразной смеси ислама и христианства. Такой симбиоз возник благодаря деятельности бекташей — особого течения в исламе.
Бекташи, будучи мусульманами, почитали при этом христианских святых, устраивали монастыри по образцу православных, имели внутреннюю трехступенчатую иерархию наподобие церковной: их руководители имели сходство с христианскими епископами. У бекташских епископов были помощники, напоминающие по своим функциям наших священников и дьяконов. Влияние бекташей на население было довольно сильным, поэтому христианство на албанской земле не подвергалось сильным гонениям, как это было на остальных территориях турецкой империи.
Деятельность бекташей промыслительно подготовила население Албании и северной Греции к проповеди великого святого — преподобного Косьмы Этолийского. Будучи выходцем из греческой христианской семьи, святой Косьма получил образование сначала на Афоне, потом в Константинополе. А затем получил благословение проповедовать среди греков, оказавшихся под властью турок.
Основой своей миссии святой Косьма сделал устройство церковных школ, где люди могли получать знания о Христе и Церкви. Он часто повторял: «Не стройте только храмы, стройте школы. Иначе в храмы некому будет ходить». Святой Косьма был совершенным аскетом, вовсе не имел никакой собственности. Это, а также горячая и активная проповедь святого Косьмы стали основой для возрождения православия в Греции и Албании.
Албанию часто воспринимают как абсолютно исламскую страну. На самом деле православных там сегодня около 50%. А мусульманская среда до сих пор содержит остатки верований бекташей. Вот почему святой Косьма почитается сегодня и православными албанцами и албанцами-мусульманами. За святой образ жизни мусульмане именуют его «Чобан баба». Чобан значит — «пастух, пастырь», Баба значит — «отец». Благоговение мусульман перед Косьмой Этолийским побудило албанского тирана Али-пашу воздвигнуть над могилой святого храм. До сих пор среди албанцев-мусульман ходят легенды о святом Косьме и его пророчествах, многие из которых говорят о тревожном для Албании будущем. Например, святой Косьма предсказывал, что албанскими домами будут управлять женщины. Так в итоге и случилось. В ходе балканских межнациональных конфликтов многие албанцы-мужчины погибли. Поэтому их семьями стали управлять их вдовы. А следующие поколения мужчин оказались под управлением этих, ставших властными в силу исторических обстоятельств, женщин.
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема