Недавно я видел несколько репортажей с политического шествия. Люди несли транспаранты двух типов - на одних провозглашалась любовь, сострадание, мир, толерантность, на других - иногда в руках у тех же людей - изъязвлялась резкая неприязнь, даже ненависть, к политическим оппонентам. Да и в выступлениях ораторов лозунги любви сочетались с грубой и вульгарной руганью в адрес противников.
Конечно, демонстрантов обвиняли в лицемерии; и тут я вспомнил, что где-то уже слышал похожие обвинения. В лицемерии постоянно обвиняют христиан. Люди в Церкви - как постоянно пишут на антихристианских сайтах - лицемеры. Они не являют те качества, которые требует их вера. Они не выглядят достаточно терпеливыми, любящими, и презирающими мирские блага. Они не живут в согласии с тем, что проповедуют. Следовательно - как развивается аргумент дальше - сама христианская вера является ложной, разделять ее не стоит.
Вообще говоря, христианская вера как раз и говорит о том, что все люди грешники, а христиане - прощенные грешники, находящиеся в процессе исправления. Причем этот процесс завершится только на небесах, а пока, как напоминает Апостол, “если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас”. То, что христиане не соответствуют идеалам, которые сами провозглашают, и должны сознавать это, чтобы двигаться в правильном направлении - постоянная тема Писания. Мы все грешники, мы должны отдавать себе в этом отчет.
Но - обратим внимание - в лицемерии можно упрекнуть не только христиан, но и любое вообще сообщество людей, провозглашающих какой-то позитивный нравственный идеал. Люди, проповедующие терпимость бывают яростно нетерпимы по отношению к тем, кто им не нравится. Борцы с ненавистью проявляют немалую озлобленность. А люди, которые в секулярном контексте, провозглашают любовь, всегда готовы взорваться яростной бранью в отношении к тем, кто, на их строгий взгляд, недостаточно любящ и терпим. Авторы, прославляющие разум и интеллектуальную честность, демонстрируют поразительную нечестность и закрытость, когда речь идет о чем-то, что может угрожать их мировоззрению.
Если лицемерие уничтожает идеал, которому люди присягают, то в мире нет ни одного не уничтоженного идеала. Но оно, все же, показывает нечто другое. Непреодолимый конфликт между тем, что люди сами признают справедливым - и тем, как они в реальности себя ведут. Этот конфликт - проявление того, что христианское богословие называет первородным грехом. Человеческое лицемерие - это не довод против христианства. Оно выглядит именно так, как и должно выглядеть, если христианское представление о человеке - созданном по образу Божию и отпавшему в грех - истинно.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема