Апостол Петр по праву считается одним из наиболее известных учеников Иисуса Христа. Упоминания о нем неоднократно встречаются и на страницах Евангелий, и в книге Деяний святых апостолов. Вошли в состав Нового Завета также два послания, написанные апостолом Петром собственноручно. Во всех упомянутых текстах Петр предстает перед нами как человек глубоко искренний, обладающий горячим темпераментом и крепкой верой в Бога. Эти качества сделали его неформальным главой апостольской общины и, как следствие, одним из наиболее известных учеников Христа. Апостол Петр был непосредственным свидетелем самых великих деяний Спасителя. Перед его глазами Иисус воскресил из мертвых дочь Иаира, начальника иудейского синагоги. По разрешению Христа Петр ходил по водам Галилейского моря. Но, как кажется, более всего апостола вдохновило чудо Преображения, которое Спаситель совершил на вершине горы Фавор. О Преображении Христа, которое Петр видел собственными глазами, он поведал своему ученику, апостолу Марку – тот, в свою очередь, описал чудо в написанном им Евангелии. Повествует о Преображении Петр и во втором своем послании, вошедшем в состав книг Нового Завета. Отрывок из этого текста читался сегодня утром во время богослужения:
Братья, старайтесь 10 более и более делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, 11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. 12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. 13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, 14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. 15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память. 16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. 17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. 18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. 19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.
Апостол Петр до своего призвания в ряды учеников Спасителя был простым рыбаком. Он не имел хорошего образования, каким обладал, например, апостол Павел. Тем не менее, послания Петра наполнены мудростью, которая может быть только у человека, просвещенного благодатью Божией. Впрочем, жизненная простота рыбака также в текстах апостола видна. К примеру, вот как описывает событие Преображения со слов Петра апостол Марк: «Одежды Его (то есть Христа) сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить». Перед глазами Петра Спаситель показывает Свою Божественную сущность, а он (Петр) для передачи своих эмоций упоминает белильщика белья. Впрочем, несмотря на такую простоту восприятия, событие Преображения оставило на апостоле неизгладимый отпечаток. Увидев сокрытую до времени Божественную сущность Христа, Петр обрел веру, которая помогла ему преодолеть горечь предательства, а перед смертью не испугаться страшных мучений. По преданию, апостол был распят вниз головой язычниками в Риме. В прозвучавшем отрывке из второго послания, написанного накануне этих печальных событий, Петр повествует о приближающейся кончине. Но при этом не испытывает скорби, а укрепляется воспоминанием о Преображении Христа. Свет, который исходил от Спасителя в тот момент, по слову Петра, отгоняет от него тоску смерти. Поэтому он призывает и читающих его послание христиан опираться на веру, обращаться к ней «как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших».
Джеймс Барри пьеса «Мэри-Роуз»: «Грех крадёт жизнь»

Фото: PxHere
Сожаление о потраченном напрасно времени — одно из самых горьких. В пьесе «Мэри-Роуз» (её автору, Джеймсу Барри, принадлежит история Питера Пэна, мальчика, не желавшего взрослеть) эта истина вскрывается с потрясающей силой.
Сюжет произведения таков. У берегов Шотландии есть крохотный, но удивительно самодостаточный остров, как бы целый мир в миниатюре. Жители Шотландии его боятся и никогда здесь не высаживаются. Однажды на острове бесследно исчезла маленькая девочка по имени Мэри Роуз. Через две недели Мэри Роуз как ни в чём ни бывало встретила родителей на берегу. Она даже не подозревала, сколько времени провела на острове. Родители, не желая напугать дочку рассказом о том, что произошло, увезли её домой.
Пятнадцать лет спустя взрослая Мэри Роуз приезжает на неделю в Шотландию. Она посещает тот самый остров, собираясь провести там лишь час, и ... вновь исчезает. На этот раз она вернётся только через двадцать пять лет. Вернётся, считая, что не провела на острове и дня.
Метафора, положенная в основу пьесы, ясна.
Остров — ловушка.
Остров обманывает (дьявол всегда так поступает). Он подсовывает подмену, мираж, эрзац.
Вместо необъятного Божьего простора — крохотный замкнутый мирок.
Вместо жизни — пустоту.
А ведь опасности можно было избежать, но, увы, никто не рассказал Мэри-Роуз о её первом исчезновении, не предупредил.
И она вновь попала в ловушку. С нами всё иначе. Нам всё рассказали... Мы не попадёмся?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О страданиях за Христа

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него».
О страданиях за Христа — священник Николай Дубинин.
Если мы обратимся к опыту древних христиан, и конечно же, это будут апостолы в первую очередь, мы увидим, что они ценят, радуются и благодарят за страдания. Мы помним, что апостол Пётр, например, предпочёл быть распятым не так, как его Учитель, считая себя недостойным, но попросил распять его вниз головой.
Нам всё это кажется очень странным, однако святые мужи, пребывая в той благодати, понимали, что страдать за Христа есть некое доверие. Не каждый готов вкусить чашу страданий и уподобиться своему Учителю. Не каждый выдержит это. И если человек шёл на страдания и вкушал их, это означало, что он уподобился своему Учителю.
Они благодарили и, более того, призывали, что если страдания выпали на долю христианина, от них не нужно прятаться. Их нужно принять со смирением и благодарением Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема