Ирина Конюхова — супруга легендарного путешественника, священника Фёдора Конюхова. А ещё она — замечательная писательница и счастливая, любящая женщина. Свою до глубины души трогательную историю любви к мужу она тонко и проникновенно поведала в книге «Моя жизнь с путешественником».
Это — фрагменты дневников, которые Ирина вела в ожидании супруга из очередной кругосветки, её подробные, полные удивительно светлых чувств, письма к мужу, глубокие размышления о смысле человеческого бытия и, конечно же, уникальные путевые заметки и очерки. Ведь автор не раз присоединялась к мужу в его морских и сухопутных походах! Чего стоит одно только пересечение Атлантики на крошечной двухместной яхте: неописуемой красоты морские закаты и восходы сменялись грозными штормами, за бортом — бескрайний океан и ни одной живой души вокруг. Ну, разве что дельфины и киты... А какой захватывающей оказалась поездка по Калмыкии и Монголии в верблюжьем караване в экспедиции под названием «По следам Великого Шёлкового пути»!
Но выпало на долю жены путешественника и долгое ожидание. Каково это — жить, зная, что самый близкий человек находится где-то посреди бушующего океана; по полгода не видеть его и даже не слышать голоса, Ирина Конюхова знает не понаслышке. И без ропота называет ожидание своим путём в жизни, который даровал ей мудрость, смирение, научил терпению и подлинной любви — той, для которой не существует расстояний. Ведь жизнь, какая бы они ни была, даётся нам в радость, — уверена автор. Вот почему даже описания долгих дней разлуки с мужем в книге Ирины Конюховой «Моя жизнь с путешественником» наполнены спокойствием. Автор учится даже в самые тревожные моменты молиться и своим примером учит этому и нас, читателей. «Каждое утро, просыпаясь, я благодарю Всевышнего за то, что Он дал еще день жизни мне и моим близким. За то, что есть у меня всё для счастья», — пишет Ирина.
У неё получилась невероятно искренняя, чистая и живая книга о любви. Любовь сама автор считает Божьим даром. Любовь, уверена писательница, никогда не заканчивается, как и дорога. Поэтому главное — идти. А как не оступиться на пути, Ирина Конюхова подскажет в своей книге «Моя жизнь с путешественником».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема