В ночь с 16 на 17 июля 1918 года во исполнение постановления исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, который возглавлялся большевиками, в полуподвальном помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге, была расстреляна царская семья — свергнутый Государь Император, его супруга, дети, а также слуги, решившие до конца оставаться с ним.
Это событие продолжает вызывать разную реакцию — православные люди чтут последнего Императора и его семью как святых, но нет недостатка и в тех, кто насмехается и изъясняется советскими еще штампами о «Николае Кровавом», хотя любое сопоставление реального числа жертв государства при нем и при большевиках делает это прозвище издевательским.
Помню, еще в советские годы, я, будучи юным пионером, испытал какое-то тяжелое, неприятное чувство, узнав историю о расстреле царской семьи. Революционеры, как мне внушали, были благороднейшие, честнейшие, великодушнейшие люди – а тут, оказывается, они убили всю семью. Безоружных людей, находившихся в полной их власти. Самого царя, его жену и детей, а вдобавок еще и слуг.
Мне, конечно, объясняли, что такова была суровая революционная необходимость, царь, мол, был жалкая ничтожная личность, да к тому же злодей, живые наследники или наследницы монарха были бы знаменем контрреволюции и оставляли бы надежду на возвращение к прежним порядкам. Так что то, что произошло в подвале дома Ипатьева, – хорошо и правильно. Но всё равно это убийство вызывало тягостное чувство.
Потом – очень нескоро – я узнал и о множестве других людей, мужчин, женщин и детей, как знатных, так и самого простого звания, погубленных ради все той же революционной необходимости.
Правда, к тому времени я уже не воспринимал большевиков как своих, и никакого благостного образа «борцов за народное счастье» это не ломало. Но у тех, кому революционеры все еще свои, остается необходимость что-то делать с этой неприятной, отталкивающей картиной, с этим запоминающимся символом – революционеры в подвале убивают семью.
Тут само существование людей, которые любят и почитают последнего русского Императора и его семью, глубоко и болезненно уязвляет – и провоцирует новую волну разговоров о «Николае Кровавом».
Мы, ныне живущие, никак не участвовали в этом злодеянии — и не обязаны как-то ассоциировать себя со злодеями. Всегда можно покаяться и перейти со стороны злодеев — на сторону святых.
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия