«Чтоб хотяб на миг почувствовать жизнь камчатских туземцев, надо представить себе холодные северные окраины Камчатской области, с гулом подземных толчков, с глубокими снегами и лютыми морозами. Вообразите себя окружёнными собаками, которые заменяют вам лошадей и издают жуткий собачий вой. Представьте страну, где ясное, тёплое солнышко в продолжение восьми месяцев суровой зимы является редким гостем». Эти слова принадлежат митрополиту Нестору Камчатскому.
В 1907 году митрополит Нестор, тогда ещё молодой 21-летний иеромонах, был назначен миссионером на Камчатку. Тот далёкий край хоть и давно был присоединён к России, но оставался малолюдным и неосвоенным. Местные коренные народы - коряки, ительмены и другие - если и знали что-то о Христе и православии, то очень поверхностно. Стояла задача просвещения этой суровой земли.
Митрополиту Нестору пришлось много потрудиться; подобно апостолу Павлу, он стал «всем для всех». Например – врачом.
При этом молодому иеромонаху приходилось прививать туземцам элементарные навыки гигиены. Так, однажды он с трудом уговорил одну мать вымыть и вылечить её больных детей от чесотки. После этого детишки поправились, а радостная мать говорила единоплеменникам: «Расскажите во всех юртах, что когда приедет друг Нестор, то его не надо бояться и ему можно давать детей "чистить водой"».
Благодаря усилиям отца Нестора возникло Камчатское православное братство, покровителем которого стал Цесаревич Алексей Николаевич. До 1917 года на Камчатке были построены десятки церквей, школ и больниц. Также молодой иеромонах Нестор перевёл на корякский язык Божественную литургию и Евангелие.
Расскажем об одном замечательном случае из жизни митрополита Нестора.
Многие знают о мученике Порфирии Эфесском, который в шутку принял в воде крещение во время театральной постановки, после чего сразу уверовал во Христа. Похожая история произошла на Камчатке, и началась она так: «В большой толпе крещаемых, - вспоминал митрополит Нестор, - подошёл ко мне гигантский коряк-язычник и заявил, что он тоже желает креститься. Я в порядке очереди крестил его, дав православное имя «Илия». Больше этого Илию я не видел, поскольку жизнь требовала постоянных разъездов».
…Прошло 52 года, и митрополит Нестор получил письмо от незнакомого иеромонаха Кириака. Отец Кириак оказался тем самым коряком Илиёй, и вот что он написал о своём крещении: «Когда Вы приехали к нам, разговору у нас, туземцев, было много о Вас. Особенно ненавидели Вас шаманы. И я, окаянный, захотел над Вами посмеяться — ради забавы принять от Вас крещение. Вы дали мне имя Илия. И это моё надругательство над Вами обернулось взаправду. Что-то светлое осенило весь мой разум. Буквально я переродился духовно в несколько дней, и мне так сильно захотелось быть таким же, как Вы». И Илья действительно переродился: он стал монахом КириАком, многие годы верно служил Богу, претерпев во время советской власти 8 лет тюрьмы…
Это лишь одна из необычных историй из жизни митрополита Нестора (Анисимова). Ему довелось участвовать в Первой Мировой войне, в Поместном Соборе 1917-1918 годов, жить в эмиграции, посетить с миссионерскими целями Индию и Цейлон. Вернувшись в 1948 году на Родину, уже советскую, владыка Нестор попал в тюрьму, где провёл 8 лет. Но и после своего освобождения, продолжая церковное служение, он проявил большую стойкость и мужество, до конца своих дней отстаивая права верующих в годы безбожной власти.
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.