Холодным декабрьским днём тысяча восемьсот девяносто восьмого года якутский купец Степан Прокопьевич Алексеев-Бохут возвращался из Верхневилюйска в родной Мархинский улус. Лошади двигались быстро, от мерного покачивания саней Степан Прокопьевич начал засыпать. Вдруг повозку сильно тряхнуло, и лошади резко встали. Оказалось, возница остановился, увидев на обочине бедно одетого молодого парнишку из соседнего села. Алексеев посадил уставшего и замёрзшего юношу в сани, укрыл медвежьей шкурой. По дороге ласково и обстоятельно расспрашивал его о родителях, о том, как ему живётся. При расставании Бохут похлопал паренька по плечу и дал ему пять «дорожных» рублей, которых юноше хватило на приобретение коровы.
Степан Прокопьевич чутко откликался на нужду каждого. Алексеев родился в семье сельского старосты, закончил Якутскую мужскую прогимназию. После смерти отца, оставившего ему небольшое наследство, Стёпа решил попытать счастья на золотых приисках Бодайбо на реке Витим (правый приток реки Лены). В те времена труд золотоискателя был тяжёлым и травмоопасным. Стёпа по несколько часов в сутки мыл золото, иногда стоя по пояс в ледяной воде. На приисках люди встречались всякие, нередко среди них были и проходимцы, норовившие обокрасть доверчивых инородцев (так тогда назывались представители национальных меньшинств Российской империи, проживающие на её восточных окраинах). К счастью, молодой и грамотный Степан Алексеев помогал своим землякам правильно посчитать и оформить намытое золото, защищал их от произвола и обмана мошенников.
Впоследствии Алексеев решил переключиться на торговую деятельность: в своём Мархинском (современном Нюрбинском) улусе открыл несколько лавок. С помощью успешной торговли Бохут разбогател и смог помогать нуждающимся соплеменникам: оплачивал недоимки тех из них, кто не мог это сделать самостоятельно.
Степан Прокопьевич пользовался большим уважением земляков: девять лет его назначали выборным улусной управы и затем ещё шестнадцать лет доверяли Степану Прокопьевичу управлять улусом. Семь лет Алексеев назначался почётным мировым судьей по совместительству. Степан Прокопьевич был известен тем, что справедливо разбирал самые сложные дела.
Бохут вкладывал немало средств в развитие инфраструктуры родного края: путём соединения пяти озер организовал орошение сенокосных угодий, первым провёл в своём улусе телеграф и построил участок дороги от Мархинского улуса до Вилюйского.
В тысяча девятьсот четвёртом году с помощью Степана Прокопьевича возвели деревянную Вознесенскую церковь в селе Чаппанда Нюрбинского улуса. Алексеев вложил капитал в строительство Таркайской Иннокентьевской церкви, в двадцати пяти километрах от Чаппанды, в селе Хатынг Сысы. При обоих храмах он построил двухклассные церковно-приходские школы. На его средства содержались несколько бедных учеников Якутского духовного училища.
Заслуги Степана Алексеева были отмечены семью медалями Российской империи, но больше всего Степан Прокопьевич ценил полученные от государя императора Николая Второго золотые часы с дарственной надписью.
О добрых делах Степана Алексеева-Бохута помнят в Якутии и сегодня. В две тысяча шестнадцатом году Чаппандинской средней общеобразовательной школе было присвоено имя Степана Алексеева. В городе Нюрба открыли уютный сквер с памятником Степану Прокопьевичу.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.