Холодным декабрьским днём тысяча восемьсот девяносто восьмого года якутский купец Степан Прокопьевич Алексеев-Бохут возвращался из Верхневилюйска в родной Мархинский улус. Лошади двигались быстро, от мерного покачивания саней Степан Прокопьевич начал засыпать. Вдруг повозку сильно тряхнуло, и лошади резко встали. Оказалось, возница остановился, увидев на обочине бедно одетого молодого парнишку из соседнего села. Алексеев посадил уставшего и замёрзшего юношу в сани, укрыл медвежьей шкурой. По дороге ласково и обстоятельно расспрашивал его о родителях, о том, как ему живётся. При расставании Бохут похлопал паренька по плечу и дал ему пять «дорожных» рублей, которых юноше хватило на приобретение коровы.
Степан Прокопьевич чутко откликался на нужду каждого. Алексеев родился в семье сельского старосты, закончил Якутскую мужскую прогимназию. После смерти отца, оставившего ему небольшое наследство, Стёпа решил попытать счастья на золотых приисках Бодайбо на реке Витим (правый приток реки Лены). В те времена труд золотоискателя был тяжёлым и травмоопасным. Стёпа по несколько часов в сутки мыл золото, иногда стоя по пояс в ледяной воде. На приисках люди встречались всякие, нередко среди них были и проходимцы, норовившие обокрасть доверчивых инородцев (так тогда назывались представители национальных меньшинств Российской империи, проживающие на её восточных окраинах). К счастью, молодой и грамотный Степан Алексеев помогал своим землякам правильно посчитать и оформить намытое золото, защищал их от произвола и обмана мошенников.
Впоследствии Алексеев решил переключиться на торговую деятельность: в своём Мархинском (современном Нюрбинском) улусе открыл несколько лавок. С помощью успешной торговли Бохут разбогател и смог помогать нуждающимся соплеменникам: оплачивал недоимки тех из них, кто не мог это сделать самостоятельно.
Степан Прокопьевич пользовался большим уважением земляков: девять лет его назначали выборным улусной управы и затем ещё шестнадцать лет доверяли Степану Прокопьевичу управлять улусом. Семь лет Алексеев назначался почётным мировым судьей по совместительству. Степан Прокопьевич был известен тем, что справедливо разбирал самые сложные дела.
Бохут вкладывал немало средств в развитие инфраструктуры родного края: путём соединения пяти озер организовал орошение сенокосных угодий, первым провёл в своём улусе телеграф и построил участок дороги от Мархинского улуса до Вилюйского.
В тысяча девятьсот четвёртом году с помощью Степана Прокопьевича возвели деревянную Вознесенскую церковь в селе Чаппанда Нюрбинского улуса. Алексеев вложил капитал в строительство Таркайской Иннокентьевской церкви, в двадцати пяти километрах от Чаппанды, в селе Хатынг Сысы. При обоих храмах он построил двухклассные церковно-приходские школы. На его средства содержались несколько бедных учеников Якутского духовного училища.
Заслуги Степана Алексеева были отмечены семью медалями Российской империи, но больше всего Степан Прокопьевич ценил полученные от государя императора Николая Второго золотые часы с дарственной надписью.
О добрых делах Степана Алексеева-Бохута помнят в Якутии и сегодня. В две тысяча шестнадцатом году Чаппандинской средней общеобразовательной школе было присвоено имя Степана Алексеева. В городе Нюрба открыли уютный сквер с памятником Степану Прокопьевичу.
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



