Во Владимирской области всего в четырех километрах к востоку от Суздаля раскинулось старинное село Кидекша. Его название в переводе с финно-угорских языков означает «каменистая речка». Согласно преданию, в 1152 году князь Юрий Долгорукий облюбовал это поселение на берегу реки Нерли вблизи впадения в нее речки Каменки и решил построить тут крепость. Здесь был важный речной путь, по которому можно было добраться до Клязьмы, Оки и Волги. Уже начали заготавливать строительный материал, но князь передумал. С тех пор в Кидекше расположилась княжеская резиденция, а в самом ее центре зодчие по приказу Юрия Долгорукого построили первую в тех краях белокаменную церковь. Освятили ее во имя мучеников Бориса и Глеба, так как, по легенде, здесь когда-то останавливались благоверные князья Борис и Глеб, едущие в Киев. Первоначально храм был прост. Церковь имела в плане квадрат с четырьмя колоннами внутри и окна узкие, как бойницы. Стены были выбелены снаружи и изнутри. Расписали своды позже, в конце 12 века, по велению сына Юрия Долгорукого — князя Всеволода III. Фрагменты этих фресок в розово-коричневой гамме сохранились до наших дней.
Еще во времена правления Юрия Долгорукого вокруг Борисоглебского храма образовался мужской монастырь. Затем, в 1238 году Кидекшу, и обитель в том числе, разорили татаро-монголы. Сразу после этого Борисоглебский храм восстановили и повторно освятили. Но пережитое нашествие не прошло бесследно. Обитель постепенно пришла в упадок и была приписана к нижегородскому Печерскому монастырю. Шло время, и Борисоглебская церковь все больше ветшала. Отремонтировали ее лишь в XVII веке. Храм обзавелся четырехскатной крышей и новой главкой. Здание приобрело современный вид.
В 1764 году, в результате Екатерининской церковной реформы, Борисоглебский монастырь упразднили, и его храм стали приходским. В 1780 году рядом с ним построили теплую каменную церковь во имя святого первомученика Стефана. В отличие от аскетичного храма Бориса и Глеба во внешней отделке Стефановской церкви была использована резьба, а окна украсили наличники. В том же 1780 году поблизости выросла красивая шатровая колокольня, ныне известная как «падающая». Это одна из наклоненных башен, в список которых входит и знаменитая Пизанская. До 20 столетия на колокольне висел большой колокол, весом около пятисот килограмм, подаренный монастырю царем Иваном Грозным.
В 1930-ых годах богослужения в храмах Кидекши прекратились, и местные жители начали выламывать камни из стен древней Борисоглебской церкви. Они уносили их домой и выкладывали дорожки. Однако нашлись неравнодушные суздальцы, которые обратились к властям с просьбой защитить старинный памятник архитектуры. В результате здание передали Суздальскому музею. Начались восстановительные работы, которые то прекращались, то возобновлялись на протяжении всей второй половины прошлого века. Стены храма очистили от слоя бетона, удалось спасти часть настенной живописи. Сейчас реставрация завершилась и церковь открыта для посетителей как музей. С 1992 года храм Бориса и Глеба входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Действующим является соседняя церковь архидиакона Стефана, в ней проводятся богослужения.
Каждый, приезжающий в Суздаль, просто обязан посетить село Кидекша. В четырех километрах от города, вы сможете ощутить на себе дух русской древности, который сложно передать словами.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.