В шестом веке от Рождества Христова жил на Ближнем Востоке благочестивый юноша Софроний. Само имя его означает «целомудрие». С юности блаженный Софроний жил согласно своему имени, любя премудрость духовную и сохраняя чистоту телесную. Софроний изучил греческую философию, но этого ему показалось мало, и он начал обходить монастыри, собирая и впитывая духовную премудрость.
В одной из обителей он познакомился с монахом Иоанном Мосхом. Они стали вместе ходить по монастырям, записывая поучения и жития святых отцов в особенную книгу. Потом эту книгу назвали Лимонарь, что в переводе означает «луг», но чаще ее называют «Луг духовный». А трудолюбивых братьев во Христе стали сравнивать с пчелами, собравшими мед бесценной духовной мудрости. В путешествии Софроний и Иоанн провели несколько лет. Они обошли пешком все знаменитые монастыри и пУстыни Сирии, Палестины, Египта.
Однажды Софроний Премудрый тяжело заболел, ему казалось, что он умирает. Софроний принял монашеский постриг, после чего быстро пошел на поправку.
Когда в Египте распространилась ересь, то есть неправильное учение о Христе, то оба друга, Иоанн и Софроний, мудрые и начитанные в божественном писании, спорили с еретиками и разбивали их доводы. За это святейший патриарх Александрийский Иоанн Милостивый очень благоволил к мудрым странникам.
Один горожанин:
Нет на земле лучше нашего Патриарха. Каждую среду и пятницу сидит он при входе в церковь и выслушивает каждого, кто к нему обращается. Никому не отказывает в помощи. И даже огорчается, когда никто к нему не подходит с просьбами. Ничего, дескать, не нашел смиренный Иоанн, ничего не принес Богу за свои грехи.
Второй горожанин:
Как можно огорчаться из за такого пустяка? Другой бы радовался, что никто ему не докучает.
Один горожанин:
Нам, простым и грешным людям, этого не понять. Но и друзья патриарха, Софроний и Иоанн, тоже утешают его, я сам слышал, как они говорили: «Право, отче, тебе нынче надо веселиться, потому что твои овцы живут мирно без раздоров и ссор, как ангелы Божие».
Второй горожанин:
Видно, очень любит наш Патриарх этих странников!
Один горожанин:
Да. И есть за что. Они мудры, духовно богаты, открыл им Господь разум понимать Слово Божие и толковать его правильно, стали они настоящими помощниками нашему Патриарху Иоанну Милостивому.
Но вскоре в Египте началась война. Чтобы не попасть в плен к иноверцам, святые друзья отправились в Рим. В пути умер Святейший Патриарх Александрийский Иоанн Милостивый, в Риме скончался Иоанн Мосх. Перед смертью он завещал похоронить себя на горе Синайской. Это завещание невозможно было выполнить, так как Синай заняли враги. Тогда Софроний Премудрый перевез тело Иоанна Мосха в Иерусалим, похоронил его и остался жить в этом древнем городе.
Через несколько лет Софрония избрали Патриархом Иерусалимским. В это время он написал много молитвенных песнопений, которые до сих пор исполняются во всех православных церквях. Тогда же он составил житие Марии Египетской, завершил много богословских трудов.
Но старость его омрачилась бедой. На Иерусалим напали магометане. Под руководством мужественного Патриарха Софрония город держал осаду целых два года. Дольше обороняться было уже невозможно, люди умирали от голода. Святой Софроний договорился с завоевателями, что жители Иерусалима откроют город – при условии, что магометане не будут трогать христианские святыни и не станут убивать горожан. Враги поклялись исполнить договор. Но когда ворота были открыты, завоеватели тут же забыли о своих обещаниях и начали причинять многие беды иерусалимским христианам и осквернять святыни. При виде этого безобразия святой Софроний постоянно плакал и молил Бога забрать его душу. И вскоре был услышан. Как написано в его житии: «Перешел от земного слезного Иерусалима к небесному радостному, в обитель всех веселящихся о Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава во веки».
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема