Рим. 290 год.
Первый раб:
Хорошо устроился Вонифатий! Что ни день – то веселье. И хозяйка у него – настоящая красотка, да еще веселая и добрая!!! Не то, что у меня хозяева, как два старых ворона, сварливые и злые.
Второй раб:
Да! Любит его Юпитер, не то, что некоторых. Работаешь с утра до ночи, и лишнего куска пирога съесть не дадут. А ведь он такой же раб, как и мы с тобой.
Первый раб:
Открою тебе глаза. Юпитер тут ни при чём. Вонифатий – христианин и хозяйка его – тоже христианка.
Второй раб:
Не может быть! Христиане так не живут!
Первый раб:
Как видишь, из каждого правила есть исключение.
Действительно, Вонифатия никак нельзя было назвать примерным христианином. Частенько он проводил дни за чашей вина и состоял со своей хозяйкой в беззаконном сожительстве. Но, впрочем, он был незлым человеком, часто кормил голодных, помогал бедным, и в глубине души чувствовал угрызения совести за свою разгульную жизнь, как и его незаконная жена Аглаида. И оба они хотели как-то омыть свой грех. Однажды Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение.
В это время на Востоке шло жестокое гонение на христиан. И Аглаида попросила Вонифатия привезти мощи какого-нибудь мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем, исправил их разгульную жизнь. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил.
Вонифатий:
А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?
Аглаида:
Как не стыдно тебе, отправляясь на святое дело, шутить? Будь серьезен и храни тебя Господь!
Прибыв на место, в город Тарс, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где в это время мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток и при этом готовностью людей пострадать за Христа, Вонифатий бросился к ним и во всеуслышание признал себя христианином. Его тут же предали на мучения: били, пытали, затем влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим. На следующее утро судья распорядился бросить мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святому Вонифатию отрубили голову. Видя его мужество и чудо, когда он после двух предшествующих страшных казней оставался жив, многие язычники того города уверовали во Христа.
Между тем, спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать по городу. Они долго обходили места увеселений, пока не встретили человека, который рассказал им о мученической смерти их товарища и привел их на место казни. Они выкупили голову и тело Вонифатия за большие деньги и привезли в Рим. Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь праведника и молитвенника за ее душу на небесах.
Аглаида с великим почетом приняла честные мощи. Построила на месте его погребения храм. Раздав нищим всё свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. После смерти её саму погребли рядом со святым Вонифатием.
С тех пор, вот уже более семнадцати веков Святому мученику Вонифатию молятся все, кто страдает блудной страстью и недугом пьянства. И святой мученик Вонифатий, кровью омывший свои грехи, посылает им свою помощь.
Пермь. Путешествие по городу

Фото: Boris Busorgin / Unsplash
Город Пермь — столица Пермского края. Регион простирается на восточной окраине Русской равнины, у западных склонов Уральских гор. На севере он граничит с республикой Коми, на юге — с Башкортостаном. В средние века эта обширная территория называлась Великая Пермь. Здесь проживали язычники — пермяки и зыряне. В четырнадцатом столетии они восприняли христианство благодаря проповеди русского епископа Стефана. В 1383 году святитель создал Пермскую епархию с центром в городе Усть-Выми, который сейчас относится к республике Коми. В конце восемнадцатого столетия кафедру епископа перенесли в Пермь. Город тогда был совсем молодой — его основали в 1723 году по указу императора Петра Первого при медеплавильном заводе. Прошло чуть больше полувека, и небольшое селение стало центром губернии и православной епархии. Здесь появились первые каменные строения — Петропавловский собор и Архиерейский дом. Эти исторические здания чудом уцелели в советское время. В храме Петра и Павла в разные годы размещались мастерские и спортивный зал. В 1990 году храм вновь стал действующим, и с тех пор богослужения под его сводами не прекращались. Архиерейский дом, в котором долгое время размещался краеведческий музей, вернули Православной церкви в 2007-ом. Сегодня здание принадлежит Пермской митрополии, объединившей в 2014 году все епархии Пермского края.
Радио ВЕРА в Перми можно слушать на частоте 95,0 FM
«Зимняя речушка»

Фото: Caden Nickel/Unsplash
Гуляя зимой на природе, спускаюсь по крутому берегу к небольшой извилистой речке, которыми изобилует наша земля. Частью во льду, частью в полыньях, она встречает меня приветливым молчанием. Замечательно, что зима с её непогодой нисколько не помешала речушке исполнять своё главное дело — нести воды с тихим журчанием к намеченной цели. Душа, и ты не смущайся непогодой — трудностями, искушениями — и изливай себя в молитве Небесному Отцу с верой, постоянством и любовью.
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды
Митрополит Иоанн (Вендланд) и его семья

Фото: Thiago José Amaral / Pexels
В далёком городе Нью-Йорке в 1964-м году, митрополит Иоанн (Вендланд), патриарший представитель в Северной и Южной Америки, читал письмо от старшей сестры. Елизавета Николаевна — Элли, как звал её владыка в детстве, а теперь — монахиня Ефросиния, поздравляла брата с 55-летием. Она писала: «Как сейчас помню, я услышала твой плач из отдалённой комнаты. Бабушка вошла и сказала перекреститься, потому что у меня родился братик...». Митрополита Иоанна до конца дней связывала сердечная дружба с сестрой: он хранил любовь ко всей своей семье.
Будущий владыка родился 1 января 1909 года в Санкт-Петербурге, в семье юрисконсульта Морского министерства Николая Антоновича Вендланда и его супруги Нины Петровны. В крещении ребёнка нарекли Константином. На всю жизнь сохранилось у владыки одно из первых детских воспоминаний — чувство блаженства, когда мама, баюкая, осеняла его крестным знамением. Родители Кости посещали храм. Нина Петровна, всегда носила при себе маленькое карманное Евангелие. Часто она вслух читала его сыну. Так маленький Костя однажды узнал, что Бог любит милостивых, тех, кто помогаем бедным. И тут же загорелся желанием творить милостыню! Вот только денег у него не было. Он вспомнил, что накануне видел на столике в родительской комнате серебряные монеты. Недолго думая, мальчик взял их, и собрался идти в церковь, чтобы раздать их нищим. Но не успел — родители обнаружили пропажу. Когда Костя рассказал отцу и матери, для чего ему понадобились деньги, родители объяснили, что брать без спроса — грешно, и что милостыня не совершается неправедно добытыми деньгами. Так, на жизненных примерах в семье постигал будущий митрополит Иоанн науку нравственности и веры.
Владыка вспоминал, что отец, хоть и был целыми днями занят на службе, всё свободное время посвящал семье. Николай Антонович увлекался фотографией, был одним из пионеров цветной фотосъёмки. Своё увлечение он передал сыну — впоследствии митрополит Иоанн стал автором уникальной фотографической летописи Русской Православной церкви середины ХХ века. Владыка Иоанн писал в своих мемуарах о том, как по вечерам Николай Антонович и Нина Петровна вместе музицировали: «Папа с мамой садились рядом за фортепиано и играли в четыре руки. Под дивную музыку их игры я засыпал».
В 1917 году семья Вендландов перебралась в Крым. Там, спустя два года, Николай Антонович скончался от тяжёлой болезни. На панихиде по отцу, в храме, Костя впервые глубоко проникся мыслью о Царстве Божием. В нём зародилось и начало зреть желание посвятить свою жизнь служению Господу. Маму Константин в последний раз увидел в военном 1943-м. Нина Петровна жила тогда в Узбекистане, в Фергане. А он — в Ташкенте, преподавал, геологию в Среднеазиатском университете. И уже десять лет был тайно пострижен в монашество. Эли, старшую сестру, призвали на фронт, она служила военным врачом. Константин ненадолго заехал к маме во время геологической экспедиции. Нина Петровна выглядела здоровой и бодрой. «Дитюша моя!», — ласково говорила она сыну. Константин уехал, а буквально через несколько дней получил известие о том, что мама отошла ко Господу.
После Великой Отечественной войны Константин Вендланд, в монашестве — Иоанн, полностью посвятил себя церковной жизни. В 1958-м был рукоположен в сан епископа. В том же году приняла монашеский постриг с именем Ефросиния и его сестра, Елизавета Николаевна. Брат и сестра и в монашестве поддерживали друг друга заботой и молитвами. Владыка Иоанн много ездил по миру, несколько лет нёс служение в США. А незадолго до кончины посетил места своего детства. Он признавался — с ними были связаны самые светлые мгновения его жизни рядом с родными людьми.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен












