1812 год. Осенью Отечественная война с наполеоновской Францией была в самом разгаре. К Москве приближался отряд принца Евгения Богарне – пасынка самого Наполеона. Неожиданно в Звенигороде, вблизи от Саввино-Сторожевского монастыря, на французов напал отряд казаков. Вынужденные остановить движение, солдаты Богарне укрылись в монастыре. С энергией завоевателей они принялись разорять обитель. Евгений Богарне не разделял безумного торжества своих подчиненных. Он бродил вокруг монастыря, думая о постигшей его отряд неудаче.
Евгений:
Москва, Петербург, вся Россия! Так предрек Наполеон! Мы им подарим цивилизацию! Мы освободим рабов, и они пойдут за своими спасителями!
Так успокаивал себя принц. Вдруг его внимание привлек сиявший на закате купол храма. Евгений невольно залюбовался им.
Евгений:
Хоть и варвары, а красоту чувствуют... Конечно, нет здесь этого вкуса, величия! И все же… есть что-то искреннее. Посмотреть бы, как внутри. А! Внутри сейчас орудуют мои бандиты! Уже и смотреть, наверное, не на что!
И он, развернувшись, пошел к келье, которую занял, самой маленькой. Не раздеваясь, он лег и мысли о возможном поражении овладели им. Когда сон уже стал одолевать принца, перед ним вдруг развернулась странная сцена. Монах (хотя ни один монах не смог бы проникнуть в его покои) – вошел в келью и встал у кровати. Он был невысок ростом, сед, одет в длинную монашескую рясу с капюшоном, так что нельзя было разглядеть лица. Евгений привстал, но не посмел подойти. Что-то в облике монаха внушало ему ужас. Евгений ждал, что старец заговорит первым, но не выдержал и спросил.
Евгений:
Кто Вы?
Монах:
Меня послал Тот, чей Дом ты оскверняешь...
Монах говорил на чистом французском языке. Внутренняя паника овладела принцем, но он попытался взять себя в руки. «Это чья-то шутка!», - подумал Евгений. А вслух произнес.
Евгений:
Кто послал тебя? Ваш царь? Что тебе надо от меня?
Монах поднял голову и пронзил Евгения горящим взором. Теперь пасынок Наполеона ясно видел лицо старца. Он запомнит его на всю жизнь.
Монах:
Ты прав! Наш Царь послал меня! Запрети своему войску расхищать монастырь. Не позволяй им красть. Кто вынесет что-либо из обители, обречен на гибель!
Вдруг выражение его лица и голос стали мягче.
Монах:
Если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты, единственный из ваших начальников, возвратишься в своё Отечество целым и невредимым.
Сказав это, монах направился к дверям. Едва переведя дыхание, оробевший принц крикнул ему:
Евгений:
Война! Мы победим?
Монах повернулся и, улыбнувшись, ответил.
Монах:
Нет, война будет проиграна вами. Но для твоих потомков эта земля станет Отечеством.
Пасынок Наполеона лишился чувств.
Утром Евгений Богарне дал приказ основному отряду не заходить в монастырь и ничего не трогать. Сам он, войдя в соборную церковь при гробе преподобного Саввы, увидел на стене образ, в котором он вдруг признал ночного гостя. Это был образ преподобного Саввы Сторожевского – основателя обители. Богарне велел узнать, кем был Савва Сторожевский. Привели монаха, говорящего по-французски. Он рассказал о том, что Савва, будучи совсем юным, нес послушание в обители Сергия Радонежского, он был одним из первых учеников преподобного и принял от него постриг. Инока Савву так уважали за глубокую духовную прозорливость, что доверили ему стать духовником всего братства и даже исполнять обязанности игумена Троице-Сергиева монастыря. Позже, у Звенигорода, преподобный Савва устроил новую обитель, Сторожевскую. Благочестивый монах приучал братию к усердному физическому и духовному труду. Временами он уединялся для молитвы в пещерной келье, которую сам выкопал в овраге. Воспитав многих достойных учеников и завещав им свое детище – Сторожевскую обитель – преподобный Савва мирно преставился в 1406 году. С тех пор у его гроба с открытыми мощами нередко происходят чудеса, в которые трудно поверить. Например, однажды он спас жизнь царю Алексею Михайловичу, явившись перед ним на охоте и отогнав разъяренного медведя одним жестом руки.
Послушав рассказ инока, Евгений Богарне с благоговением поклонился мощам святого, запер соборный храм и приставил к дверям стражу. Через полгода война была проиграна Наполеоном. Евгений Богарне, единственный из главных военачальников, вернулся во Францию живым. Вскоре после наполеоновских войн недалеко от Парижа была построена часовня во имя преподобного Саввы. В 1839 году в Россию приехал сын Евгения Богарне – Максимилиан и вскоре по страстной любви женился на дочери Николая I Марии Николаевне. Приняв Православие и обвенчавшись с ней, Максимилиан поселился в Санкт-Петербурге, где потомки Богарне жили до революции 17 года.
Весной 1995 года в Звенигородский музей (монастырь был еще зарыт) приехала монахиня одного из православных французских монастырей - семидесятилетняя Елисавета – представительница рода Богарне. По словам матушки, практически все потомки принца Евгения – православные, и носят русские имена. А преподобного Савву почитают как своего небесного покровителя. Второе обретение мощей Преподобного состоялось 23 августа 1998 года. Савва Сторожевский – один из немногих русских святых, который известен и почитаем во Франции не только живущими в стране русскими, но и самими французами.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.