Есть одно понятие в жизни христианина, о котором он знает, о котором мечтает и к которому церковь призывает относиться с осторожностью. Я говорю о чуде. О чудесах.
Мы читаем в Евангелии и Ветхом Завете о том далеком времени, когда люди не только напрямую общались с Богом, но и видели его воочию. Господь то миловал, то карал, пророки получали от Него непосредственные прогнозы на будущее и руководство к действиям
Народы проигрывали войны и праздновали победы — в зависимости от Его замыслов. Человечество смывалось великим потопом и возрождалось с палубы Ноева ковчега. Моисей получал четкие инструкции на горе Синай, а евреи вышедшие из Египта, то были наказуемы за роптание и непослушание, то видели, как расступается море для спасения их от погони.
Когда Сын Божий приходит на землю с новой евангельской проповедью — он говорит о том, что если наша вера будет крепка — мы тоже будем сворачивать горы. В общем, вся библейская история пронизана ожиданием и свершением этих чудес.
Так, ну вот мы стараемся верить... ну и где это все?
Нет, мы конечно понимаем, что чудеса, удивительные совпадения, встречи, неслучайные случайности — все это имеет место быть в нашей повседневности, в нашей каждодневности.
Иногда это — какие-то удивительные события, иногда — как будто свет озаряет душу, иногда —это как будто ответ откуда-то свыше на поставленный тобою Богу — ну или как говорят жизни — вопрос. Но горы-то, горы-то не сворачиваются? Не трогаются с места, во всех смыслах этого слова! И в прямом — и в переносном! И в метафоре и в природе! Ни одна гора моей лично жизни еще не свернулась в ответ на мою казалось бы такую истовую веру!
Ответы на высокие вопросы получаешь иногда очень бытовым образом.
Моя подруга, сидя на диванчике и гладя свою старенькую преданную собачку с челочкой, рассказывает. «Утром это маленькое чудовище приходит ко мне после прогулки по саду и смотрит на меня пристально и преданно. Она хочет залезть ко мне на мою белую чистую простыню, но ты видела что творится на улице? Она конечно знает, что ей не позволено. Но она с такой верой смотрит на меня, она так жаждет со мной утреннего общения, ласки, что я говорю: давай, я не могу устоять. И она вспрыгивает своими лапами на мою чистую простыню, и она счастлива абсолютно. Я лучше эту простыню поменяю! Вот если бы мы с такой безграничной верой смотрели на Бога... наверное, он снова стал бы мертвых для нас воскрешать!»
Да, собачка с челочкой смотрит на свою хозяйку — как тварь смотрит на своего Творца: ни на секунду не сомневаясь в Нем. Безоговорочно Ему веря. Поэтому маленькие чудеса совершаются для наших питомцев.
Не знаю, наверное для них белая простыня и хозяйка рядом — такое же чудо, как свернутая гора. Не знаю, понравилась ли вам такая аналогия, но я унесла с собой этот образ. Преданно и безотрывно смотреть на Бога и желать Его чистоты и Его близости. Даже после прогулки по грязным дорожкам.
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема