Как-то мы с детьми навещали больную родственницу в санатории. Там лечили ей сердце, там были высокие сосны и чистый воздух, вежливые врачи и довольно вкусная еда. Родственница, тем не менее тосковала. Ей не о ком было заботиться, как она всю жизнь делала. Мы думали, что она отдыхает, а она скучала по каким-то действиям. Чтобы кому-то что-то приготовить, помочь, зашить, постирать. Она не привыкла к санаториям, где все наоборот — заботились о ней. Дети радостно скакали вкруг ее скамейки, пока она близоруко щурясь, доставала из пакета припасенные им сокровища: кусочки сахара с полдника и яблоки. Дети недоуменно смотрели то на меня, то на яблоки. Брать? – Брать! – показывала я им, поднимая брови. Спасибо! – пожимали плечами дети. Они никогда не ели сахара в кусочках.
Наши дети — новое поколение, они соблюдают диеты, имеют на столе кучу полезной еды, фруктов и овощей. Рафинированный сахар не допускается до этих здоровеньких, экологически чистых детей. Так что кусочки сахара они складывали в моей машине на переднее сиденье. А родственница выходила провожать нас и с гордостью говорила соседкам, показывая на шуструю стайку деток залезающих в машину: «Мои… Навестить меня приехали…» И мы махали ей из окон, и я смотрела на нее, отъезжая, в зеркало заднего вида. Моя старенькая родственница. Пойдет копить новые кусочки сахара.
Когда дети выпрыгивали из машины, я почему-то долго смотрела на эту кучку даров на переднем сидении. Что-то в них было сакральное. Столь же сакральное, сколь и ненужное. Этот сахар был как бы неким веществом – проводником чьей-то заботливой любви. Любви человека, который видел войну, который знает цену еде. И никогда ее не выбросит. Но к тому же — не может просто отдаваться заботе дорогостоящих медицинских работников и наслаждаться жизнью. А пытливо ищет: чем же в такой безнадежной ситуации — порадовать родных? Которые может быть легкомысленно отнесутся к этим дарам. Но она, моя родственница, не узнает об этом, проводив нас с гордостью до нашей большой семейной машины.
Думалось дальше. Разве я больше нее могу сделать для своих любимых и дальних? Я тоже что-то дарю им, чем-то пытаюсь помочь. Потом я буду старенькая и мои помощи и подарки может быть так же будут смешны, как ее накопления с полдников? И может быть, все те дела, которыми, как мы считаем, одариваем Господа, Которого любим, конечно — так же Ему бесполезны?
Вот как много философских мыслей вызывали у меня поездки в санаторий для сердечников. Родственницы уже нет с нами, и я лучше всего помню ее именно на той аллее, в отъезжающей машине, в зеркале заднего вида…
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема