Про Иркутск 19-ого столетия говорили, что ни один сибирский город не может представить такого длинного списка замечательной буржуазии, как он. Под буржуазией подразумевалось щедрое местное купечество, которое с удовольствием занималось благотворительностью. Одним из тех, чьи добрые дела не забываются вот уже больше 130-ти лет, был Иван Хаминов.
Его биография удивительна. Ребёнок из семьи мещан города Сольвычегодска приехал с торговым обозом в Иркутск. Служил «мальчиком на побегушках» в магазине, поднялся до приказчика и сумел выбиться в купцы. Карьеру сделал стремительно. Преуспел не только в торговле. Девять лет Иван Степанович занимал должность городского головы. Он входил во все благотворительные общества Иркутска. Финансировал проекты по благоустройству города. Жертвовал крупные суммы общественным учреждениям. Перечислял деньги беднякам. Словом, делал для иркутян так много, что в городе даже родилась поговорка: «Я ведь не Хаминов, чтобы везде жертвовать». И те же иркутяне, прогуливаясь вечерами по центральной улице города - Амурской, были чрезвычайно довольны тем, что можно совершать променад без риска подвернуть себе ногу. 76 фонарей, поставленных Хаминовым, освещали людям дорогу.
Иван Степанович долгое время служил старостой Харлампиевской церкви и не жалел денег, когда ей потребовалось расширение или был нужен ремонт. В губернской гимназии благодаря Хаминову построили домовую церковь, а в Благовещенске каменный Николаевский храм. Две богадельни Сольвычегодска содержались исключительно на средства Ивана Степановича. Он купил трёхэтажное каменное здание и передал его иркутскому приюту для девочек, добавив к этому дару 50 000 рублей. А приюту для мальчиков подарил двухэтажный дом.
Просвещение – это та сфера, в которой Хаминов проявил себя особо. Он построил и обеспечил неприкосновенным капиталом иркутское Александровское училище. Открыл училище для слепых детей. Женской гимназии, в которой бесплатно обучались сотни девочек из небогатых семей, подарил свой деревянный дом. А когда здание сгорело в пожаре, Иван Степанович отдал под гимназию свой новый каменный дом. Барышни чувствовали себя едва ли не принцессами среди мраморных лестниц, хрустальных люстр и разноцветных витражей. 22 года благотворитель опекал это учебное заведение. В городе имелся Институт благородных девиц, но родители хотели, чтобы их дочери учились именно в хаминовской гимназии.
Больше миллиона рублей – и это по самым скромным подсчётам – пожертвовал Иван Степанович Иркутску. А в первый день Пасхи 1884-ого года горожан потрясло неожиданное известие: Хаминов скоропостижно скончался в возрасте 67 лет. Народу на похоронах была тьма. Власти города и губернии, духовенство, рядовые граждане, учащиеся с цветами в руках шли в траурной процессии. По настоянию прихожан Харлампиевской церкви, Хаминова, несмотря на то, что он не принадлежал к высшему духовенству, похоронили на её паперти. А имя благотворителя ещё долгие годы не сходило с уст людей. То и дело в городе слышалось: Хаминовские гимназии, Хаминовский приют, улица Хаминова. Люди помнили Ивана Степановича по делам его, которые чудесно преображали Иркутск в течение 34 лет.
«Вера и дело». Владимир Миков

Гостем рубрики «Вера и дело» был предприниматель, эксперт по корпоративной культуре, обучению и развитию персонала Владимир Миков.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и как это отразилось на его работе, о том, насколько возможно строить отношения в организации, основываясь на христианских ценностях, а также об участии нашего гостя возрождении традиции строительства обыденных храмов, то есть построенных за один день.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело
Свято-Елисаветинский женский монастырь на Калининградской земле
В программе рассказывается о монастыре, который находится на самых западных рубежах России. Эта обитель была построена неподалёку от города Черняховска с нуля, трудами и молитвами настоятельницы обители Игумении Елисаветы (Кольцовой), сестер и их единомышленников. В монастыре построено 3 храма, в которых созданы уникальные интерьеры, например, здесь созданы иконы из янтаря и иконостасы из карельской берёзы. Есть в обители и свой чудотворный образ Божией Матери Приезерная «Яко мы с Тобою». В монастыре есть прекрасный музей, посвящённый покровительнице обители Святой Преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне и Царственным Страстотерпцам, а также, художественная галерея, где выставлены картины Матушки Игумении Елисаветы, настоятельницы монастыря, и её книги. Есть в обители и святые источники, и необыкновенный парк птиц.


Свято-Елисаветинский женский монастырь

женского монастыря








с сестрами монастыря

Игуменья Елисавета Кольцова

Игуменьи Елисаветы Кольцовой



Фотографии предоставлены Свято-Елисаветинским женским монастырём.
Все выпуски программы Места и люди
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!