Хранится у меня дома одна очень дорогая мне, старая аудиокассета: песнопения из московского Свято-Покровского монастыря, того, где покоятся мощи Блаженной старицы Матроны.
Монахини чудесно поют духовные, или, как мы иногда говорим, «народные духовные» песни, — некоторые из которых, как я вижу по аннотации к кассете — из собрания священника Николая Гурьянова, с острова Залит... А самая первая на этой кассете — моя любимейшая, она указана как — «Заступнице усердная». И всё.
Между тем у неё есть автор. И стихи этого автора, в актёрском, конечно, исполнении, звучат иногда в эфире радио ВЕРА.
Текст той, моей излюбленной песни же — таков:
Мира Заступница, Матерь всепетая!
Я пред Тобою с мольбой:
Бедную грешницу, мраком одетую,
Ты благодатью прикрой!
Если постигнут меня испытания,
Скорби, утраты, враги, —
В трудный час жизни, в минуту страдания
Ты мне, молю, помоги!
Радость духовную, жажду спасения
В сердце моё положи;
В Царство Небесное, в мир утешения
Путь мне прямой укажи!..
Автор этих стихов — Юлия Валериановна Жадовская, родившаяся в 1824-м, и отошедшая к Господу в 1883-м, поэтесса, переводчица и прозаик, человек нелёгкой, драматичной судьбы. В середине 19-го века поэт и художественный критик Аполлон Григорьев, в своей статье «Русская изящная литература в 1852 году» отзывчиво писал о стихах Жадовской, что они «замечательны по искренности и нежности чувства».
Песни и романсы на стихи Жадовской сочиняли наши великие композиторы — Глинка, Драгомыжский, Гречанинов.
Духовное стихотворение «Мира Заступница, Матерь всепетая...» открывает статью о Жадовской (и подборку её стихотворений) пера монахини Софронии (Алексеевой) — в составленной ею книге «Отблески рая», — изданной в городе Иваново, в 2016-м году.
...Среди стихов Юлии Валериановны Жадовской встретилось мне и удивительное послание, названное «Моим милым». Какая самоотверженность, какое высокое смирение, какая любовь!
Я стою перед иконой
И без слов молюсь;
Я молюсь Тебе, Создатель, —
Об одном прошу:
Пусть пошлётся мне страданье, —
Дух к нему привык;
Пусть меня забудут скоро
Все, кого люблю.
Пусть забудут, пусть разлюбят;
Только, Боже мой,
Посылай им чаще радость,
Счастье посылай;
Если есть его на долю
У Тебя мою,
Эту долю моим милым
Раздели, молю.
Юлия Жадовская, «Моим милым», 1847-1856 годы
В завершение своего очерка о жизни и поэзии Юлии Жадовской, монахиня Софрония, составившая книгу «Отблески рая», о которой я говорил — приводит и более позднее окончание того самого духовного стихотворения, которое я знаю как песнопение, — то самое — «Мира Заступница, Матерь всепетая...»:
В скорби ль душа унывает бессильная,
Жизни ль измучен борьбой:
Вся пред Тобою, о Матерь всесильная,
Я преклоняюсь с мольбой!
Можешь Ты скорбь облегчить мне несносную, —
Радость духовную дать;
Скоро Ты можешь излить живоносную
В душу мою благодать!
Юлия Жадовская, «Мира Заступница, Матерь всепетая...»
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.