Переяславская обитель святых Бориса и Глеба, что на Песках. Конец 17 века.
Монах 1:
Брат, помоги мне старую березу возле бани срубить, настоятель благословил! А то не ровен час, упадет, всех придавит.
Монах 2:
Я не могу, занят. А ты нашего блаженненького попроси, он на всякую работу кидатся.
Монах 1:
И то верно, как я про Корнилия забыл?
Монах 2:
Не знаю, как про него забыть можно?! Я всякую свою работу на него переваливаю.
Монах 1:
И не стыдно тебе, брат, после этого над ним же и надсмехаться?
Монах 2:
А он все равно немой и глухой.
Монах 1:
Увы, мне грешному. Это я немой и глухой к зову совести и слова Божия. А Корнилий – праведник, не чета мне грешному.
Монах 2:
Ой, ли! Таких святых не бывает. Только и знает со своими яблонями возиться, а потом яблоки всем подряд раздавать, нет бы продал, всё монастырю копеечка. И поесть-то по-человечески не умеет. Спит - никто не знает где и как. Разве таким может быть достойный человек?
Монах 1:
Вот то-то и оно. Отдыха никогда себе не дает. Ест то, что за братией остается, да не каждый день, лишь три раза в неделю. Тощий – одна кожа да кости, а сил-то у него не убывает! И дрова рубит, и воду носит, и в саду работает и в трапезной. В церковь – первый, из церкви – последний. И каждому помочь стремится.
Монах 2:
А все же чудной он какой-то. Руками водит, а бабы, разинув рот, на него смотрят. Ну не грех ли монаху?!
Монах 1:
Он не говорит, лишь руками водит, а народ его понимает. Многим он людям помог, подсказал, как поступить. А некоторые даже исцелились по его молитве.
Монах 2:
Что же он сам себя не исцелит? Ноги приволакивает, руки едва гнутся.
Монах 1:
Прости. Заболтался я совсем с тобой. Лясы точу, а работа стоит.
Монах 2:
А всё же скажи, говорят, избили его крепко местные. А за что?
Монах 1:
Не вводи меня во грех, брат.
Монах 2:
В чем грех? Простой разговор не грех. Скажи, за что избили? Все равно не отстану, за тобой ходить буду.
Монах 1:
Господи, помилуй меня грешного! Не знаю я.
Монах 2:
Знаешь! Ты уже сто лет в этом монастыре.
Монах 1:
Да хоть бы и двести. Не всё грешным людям открыто. Кое- что от них, по их слабости человеческой, утаивается. Жил Корнилий в затворе. Еду ему через окошечко передавали, я сам часто носил, так же и причащали. А однажды нашли его в саду. Все кости переломаны, сам едва живой. А между тем его келья изнутри заперта, а маленькое окошечко в ней целое! Как он на улице оказался, кто его избил и наружу, ничего не отворяя, вынес, сам догадайся.
Монах 2:
Неужто… бесы?!
Монах 1:
За работу, брат, за работу.
Монах 2:
Спаси Господи тебя, брат! Вразумил меня, я даже испугался. Понял, как недостойно вел себя с Корнилием. Пойду у него прощения попрошу. А ты обожди меня минутку, помогу тебе с березой управиться. А откуда он в нашем монастыре взялся. Откуда пришел?
Монах 1:
Этого никто не знает.
Лишь перед смертью, предвидя свою кончину, преподобный Корнилий, по просьбе духовника, произнес несколько слов. Он открыл, что родом он из Переславля-Рязанского, назвал имена своих родителей и сказал, что пришел в монастырь, когда ему исполнилось пятнадцать лет. Перед смертью преподобный принял великую схиму – самый высокий монашеский чин, когда человек больше не участвует ни в каких земных делах и полностью погружается в молитву.
Спустя восемь лет после кончины преподобного Корнилия, во время строительных работ, его тело было найдено нетленным и источало благоухание. Его гроб поставили в церкви и к нему начали приходить люди, те, кто был болен, исцелялись. Особенно часто, после молитв у его гроба, выздоравливали младенцы. Всем стало ясно, что это святой.
С тех давних пор и до наших дней люди идут к нему непрерывным потоком. Кто-то просит помощи в житейских делах, кто-то надеется на выздоровление, по молитвам Угодника Божия. Многие верующие специально приезжают в Переславль, чтобы зайти в Никольский женский монастырь и поклониться преподобному Корнилию Молчальнику, попросить его святых молитв и заступничества. .
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Принять участие в возрождении Знаменского храма в селе Яковлево
Александр Воробьёв — доброволец и участник проекта «Школа хранителей храмов», созданного фондом «Белый ирис». Вот уже несколько лет мужчина занимается восстановлением Знаменской церкви в селе Яковлево Ивановской области. В начале 20 века, после революции, святыню постигло разорение и запустение. Сегодня Александр и другие жители села пытаются вдохнуть в эту церковь новую жизнь. На вопрос — зачем вам этим заниматься — волонтёр отвечает: «Без литургии вымирает село, а храм — это центр притяжения, основа активной жизни и к тому же — памятник культурного наследия».
Однако долгое время мужчина не знал, как подступиться к храму, с чего начать. Поэтому обратился за помощью в фонд «Белый ирис». Так Александр стал участником «Школы хранителей храмов», где познакомился с близкими по духу людьми, узнал о процессе восстановления святынь и о том, с чего необходимо начать. Теперь полученные знания он применяет на деле.
На сегодня жители села Яковлево уже расчистили территорию Знаменского храма от зарослей, убрались внутри, вставили окна, установили купол с крестом и готовы притупить к ремонту. «После того, как завершатся основные работы и начнутся богослужения, мы займёмся приходской жизнью и воскресной школой», — делится планами Александр. «А пока нам нужно решить много задач. В связи с этим очень нужны материалы и люди: архитекторы, каменщики, реставраторы, кровельщики и волонтёры», — говорит мужчина.
Если у вас есть желание поддержать храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», что в селе Яковлево, свяжитесь с добровольцем Александром Воробьёвым по телефону: 8 916 714 53 85.
А если хотите помочь храму в своём регионе и не знаете, с чего начать, переходите на сайт фонда «Белый ирис»
Реквизиты для помощи Знаменскому храму:
ИНН: 3700007938
КПП:370001001
ОГРН: 1233700005934
Расчётный счёт: 40703810110000100161
БИК: 041708602
БАНК: ВЛАДИМИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 8611 ПАО
СБЕРБАНК К/С: 30101810000000000602
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вербное воскресенье. Страстная седмица». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужений в ближайшее воскресенье, в которое празднуется Вход Господень в Иерусалим, и в дни Страстной Седмицы.