В седьмом веке нашей эры Сирия уже считалась древней страной и славилась своим культурным богатством. Она породила множество талантливых ученых, творцов, государственных деятелей. Из Сирии происходил род выдающегося христианского деятеля и мыслителя, с небывалой силой воспевшего в своих трудах всепобеждающую Божью любовь. В памяти человечества он остался под именем Исаак Сирин.
Не так много сведений о его жизни дошло до наших дней. Исаак родился во второй половине 7 века в арабской провинции Катар на северном берегу Персидского залива. Еще в молодости он вместе со своим братом поступил в монастырь Мар-Матфея. Там оба юноши показали свой твердый дух и возвышенный нрав, постоянно пребывая в подвигах учения, молитвы и труда. Вскоре братия стала предлагать взять начальство над монастырем. Тогда Исаак, желавший лишь уединения и безмолвия, удалился из монастыря в затвор. Но этот жертвенный поступок наряду с праведной жизнью лишь способствовал распространению славы об Исааке.
В конце концов, глава Сирийской Церкви возвел его на епископскую кафедру Ниневии. Исаак вынужден был покориться. Однако уже через пять месяцев он убедился, что исправить грубые и злые нравы горожан невозможно. Так однажды к нему пришли судиться два человека. Один из них был богат и требовал у другого возвращения долга.
Богач:
Требую справедливости! Пусть он вернет мне то, что занял! Срок давно прошел, я не могу больше ждать. Если он не отдаст деньги сейчас, я подам на него в суд.
Исаак:
Священное Евангелие учит прощать должников. Тебе следует, по крайней мере, дать этому человеку день, чтобы он мог расплатиться.
Богач:
Я хочу получить свои деньги, а не проповедь. Оставь сейчас в стороне Евангелие!
Исаак:
Понимаешь ли ты, что говоришь?.. Если с Евангелием здесь не считаются, зачем же я здесь нужен?
Вскоре после этого разговора Исаак отказался от епископской должности и удалился в пустыню. Там он и прожил до скончания дней, недосягаемый более для мирской суеты. Но, отрекшись от мира, он вовсе не отрекся от людей. После его смерти осталось несколько книг-размышлений, в которых идея Божественной любви ко всему существующему прозвучала с невиданной ранее силой.
По мысли Исаака, все побеждается любовью и в ней находит свою конечную цель. Даже адские муки он представлял как угрызения совести, когда душа ощущает на себе все величие Божественной любви и при этом чувствует, что недостойна ее. В сочинениях святого прозвучала необыкновенная по своей силе надежда на спасение и прощение, доступное каждому. Исаак подолгу, со слезами искреннего чувства молился не только за людей, грешных и праведных, но и за бессловесных тварей, даже за бесов. Любого, кто творил неправду, он глубоко жалел и поминал с болью. Старец считал, что самую страшную муку злодей причиняет себе самому.
Исаак:
Если хочешь обратить кого к истине, то скорби о нем, и со слезами и с любовию скажи ему слово или два, а не воспаляйся на него гневом, и да не увидит в тебе признака вражды.
Во всех трудах Исаака Сирина главной была мысль о любви.
Исаак:
Пока не обретем любовь, делание наше – на земле терний... А когда обретем любовь, тогда станем питаться хлебом небесным... Небесный же хлеб есть Христос, сошедший с небес и дающий жизнь миру... Итак, живущий по любви пожинает жизнь от Бога, и в этом еще мире обоняет воздух воскресения. Этим воздухом насладятся праведные в Воскресении.
Уже более тысячи лет слова Исаака Сирина утешают скорбящих, поддерживают обессиленных, успокаивают измученных страхом. И это, возможно, самое убедительное свидетельство того, что перед лицом истинной любви бессильно даже время.
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.