Однажды мне пришлось быть свидетелем одного случая.
Молодая пара, ему лет 26, ей около того, идут вместе. Он немного впереди. Девушка (скорее всего жена), заметно обижена. Молодой человек что-то недовольно ей выговаривает. Так это не вязалось с их молодостью и прекрасной, солнечной погодой, что мне стало немного грустно, глядя на них.
А ведь, наверное, когда то у них даже и в мыслях не было того, что они с неприязнью будут смотреть друг на друга, как сейчас. Мне подумалось, что очень важно в тот момент, когда тебя захлёстывает раздражение либо неприязнь к ближнему, представить на секунду, что его нет.
Просто нет. Не существует. Каково бы стало тогда? Или ещё хуже. Представить, что он умер, твой близкий — а ты остался один. Больше не на кого раздражаться и выказывать свою обиду и неприязнь.
Конечно, скажете вы, легко судить, когда ты просто случайный свидетель и ничего не знаешь об обстоятельствах чужой семейной драмы. Признаться, не очень-то хочется. Просто так уж часто бывает, что с близким человеком мы особо не церемонимся. Не жалеем его. Он же «свой», стерпит, стало быть!
Получается парадокс. Тот, кто ближе всех, в одночасье может стать, чуть ли не врагом!
Универсального совета для таких ситуаций, наверное, быть не может. У всех всё по-разному. Но хочется сказать так громко, что бы услышали все, кто находится в состоянии вражды: «Худой мир лучше доброй ссоры!»
Самое сложное в такие моменты — это прекратить разжигать себя обидой и сделать самый правильный шаг, наверное — это попытаться простить обидчика.
Если говорить об отношениях близких людей, то мерилом таких отношений всегда будет любовь. А любовь всегда жертвенна. Жертвенность в том, чтобы отдать близкому человеку всё лучшее. В том, чтобы суметь пренебречь своими интересами, в пользу любимого или любимой.
Еще один важный момент. Кто-то из мудрых однажды сказал, что люди начинают кричать тогда, когда перестают слышать друг друга. То есть во время того, когда они повышают голос на другого, в ту самую секунду они стремительно начинают отдаляться друг от друга на расстояние, равное силе звука, которая исходит от кричащего. И чем громче крик, тем они всё дальше и дальше...
Да, простить ближнего — это порой сложное и тяжелое решение. И всякие логические размышления по этому поводу здесь неуместны. Но тем оно и ценно, что дорогого стоит.
Как то прочел у одного автора интересную мысль о прощении. Смысл её в том, что искренне простить ближнего всегда нелегко, но радостно. Потому что источник этой радости не в том, кому прощаешь, а в том, кому ты уподобляешься, прощая.
Уже вечером, идя по каким- то своим делам, я снова увидел эту пару. Они сидели на скамье возле подъезда и о чём-то мирно беседовали. Он нежно смотрел на неё и держал её руку в своей руке, а она сидела радостная и счастливая. И я подумал о том, что как всё-таки здорово, что уже весна. А это значит, что лёд тает не только на улице, но и в сердце.
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.