Музыка... Она окружает человека с самых первых дней его жизни и до последнего вздоха. С музыкой связаны радостные воспоминания и скорбные. Музыка воодушевляла воинов идущих в бой. Она утешала скорбящих и давала надежду тем, кто её терял. Без музыки сложно представить себе любое торжество, будь то брак или юбилей, триумф победы, или горечь поражения.
Трудно переоценить значение музыки тогда, когда слова становятся бессильны. По тому, какую музыку слушает тот или иной человек, мы можем приблизительно составить картину его внутреннего мира.
Представьте. Небо затянуто серыми тучами, моросит мелкий дождь, на улице зябко, а в душе немного одиноко. Воспоминания о чем то чудесном и прекрасном, вдруг находят на тебя — и ты уносишься далеко-далеко , под монотонную дробь капель по стеклу.
Почему то в этот момент не хочется никуда спешить или думать о чем-то неотложном, время как бы замерло — наступила пауза. В такие моменты, если рядом, например, звучит прекрасная, классическая музыка, то вспоминается беззаботное детство, какие-то удивительные и почти нереальные картины из прошлого словно переносят тебя в другой мир.
Неспроста древнегреческий философ Платон говорил о музыке, что она «воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и радость всему существующему. Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».
Иногда, чтобы вновь пережить ощущения абсолютного, безграничного счастья, моя душа устремляется туда, где воспоминания о моём детстве становятся ещё более ясными и реальными. Такое место на земле есть. Это место называют храмом. Бывает, заглянешь ненадолго поставить свечу — и на душе становится чуточку светлей. Словно горящая лампада, тебя освещает внутренний, таинственный свет. Он горит в тебе — но не обжигает. Будто какая-то хрустальная музыка, его огонь. Ты понимаешь, что именно эту музыку искала твоя душа. Звук от неё то громче, то едва слышен. Если же попытаться чуть дыша прислушаться к источнику, от которого она исходит, то можно даже разобрать едва различимые слова, обращенные к тебе, к твоему сердцу. Иногда этот источник называют «Тихим Светом». Он не ослепляет тебя, не врывается как ураган, а тихонько светит так, как горит свеча в твоих ладонях, сотрясаясь от неосторожного, резкого движения.
И Он, этот Свет, словно говорит тебе :
«Постой... не торопись... Когда ты выйдешь на улицу, я потухну от ветра или дождь зальет мое пламя. Дай мне немного пожить в твоём сердце!».
И вот тогда быть может, ты ясно услышишь звук Его голоса, и голос этот будет для тебя самой лучшей музыкой — музыкой твоей души.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — подметил однажды античный мыслитель Плутарх. И надо сказать, его высказывание вполне согласуется с христианским представлением об учительстве. О данной теме много писал, например, апостол Павел. В частности, в послании к Евреям, отрывок из 13-й главы которого читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Апостол Павел обращается к евреям-христианам, жившим преимущественно в Иерусалиме, в кризисный для них момент. Глава Иерусалимской церкви, апостол Иаков, был убит гонителями. Потеряв крепкого, духоносного лидера, христиане Святой Земли пришли в замешательство. И многие из них стали подумывать о возвращении к прежним религиозным верованиям. Прежде всего, в иудаизм. Только бы избежать преследований со стороны гонителей Церкви.
Апостол Павел, узнав о бедах Иерусалимской церкви, поспешил утешить её чад. И помочь им преодолеть искушение предать Христа. Апостол признаёт, что святой Иаков, при всех разногласиях, которые имелись у них с Павлом, был настоящим праведником. Разногласия касались особенностей проповеди христианства среди язычников. Апостол Павел в отличии от Иакова был настроен более открыто к иноверцам и инородцам. Но разность мнений, во-первых, не имела критического значения, а во-вторых, оказалась делом прошлым, Иаков погиб. И кончина его, как верно отметил Павел, это кончина мученика. Но только Иаковом Церковь не ограничивается. И главным пастырем Церкви является Господь Иисус Христос. А Он щедро наделяет мудростью, силами, вдохновением пастырей, готовых служить делу проповеди Евангелия, созидания общины Христовой.
Потому Павел призывает своих читателей не падать духом, но иметь надежду на Бога. И Тот обязательно придёт на помощь. Как пришёл Он на помощь к Сыну Своему, Который воскрес из мёртвых не только по собственному стремлению, но по благодатной воле всей Святой Троицы. Интересно, что послание к евреям было написано Павлом в условиях тюремного заключения. Апостола гонители Церкви лишили свободы и добивались его казни.
Удивительно, но Павел совершенно не унывает. Он, конечно, был бы не против продолжить своё служение Церкви. Но, во-первых, святой прекрасно понимал, что всё в руках Божиих, и Богу нужно доверять. А, во-вторых, Павел ясно осознавал, что и на нём, Павле, что называется, свет клином не сошёлся. И Церковь продолжит жить и после его смерти, которая рано или поздно, но обязательно наступит. А потому главное, о чём стоит позаботиться, состоит в следующем — подготовить достойную смену, зажечь огонь веры в сердцах нового поколения пастырей. Чтобы было кому продолжить дело созидания общины Христовой, проповедовать Евангелие и тем, кто в Церкви, и тем, кто пока к Ней не присоединился.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем монахам Михайло-Архангельского монастыря обрести постоянный кров
Михайло-Архангельский мужской монастырь в городе Юрьев-Польский Владимирской области — один из древнейших в России, основан в XIII веке. За свою долгую историю обитель пережила несколько периодов опустошений и возрождений. В советские годы её и вовсе закрыли. Однако здания и храмы сохранились до наших дней.
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 2006 года. Но пока она не может быть полноценной. Уже много лет часть помещений обители принадлежит музею, в частности братский корпус. Из-за этого на территории нет места для проживания монахов. Сейчас их 5 человек, вместе они вынуждены снимать комнаты в ближайшей гостинице и приезжать в монастырь на службы. В такой ситуации обитель не может развиваться и тем более принимать новых послушников.
«Мы с тяжёлым сердцем вынуждены отказывать тем, кто желает поступить к нам в Михайло-Архангельский монастырь, поскольку не имеем возможности их разместить», — рассказывает иеромонах Софроний.
Чтобы исправить ситуацию, братия приняла решение обзавестись собственным жильём. «Добрые люди помогли нам купить двухэтажный дом конца XIX века на окраине города Юрьев-ПОльский. И всё бы хорошо, но старое здание нуждается в серьёзном ремонте. И только своими силами нам здесь не обойтись», — продолжает отец СофрОний.
Изначально старинный дом находился в аварийном состоянии. Но сегодня он понемногу оживает. В будущем братском корпусе вовсю идут ремонтные работы. Чтобы удалось завершить их как можно скорее, монастырю необходима помощь в покупке стройматериалов и не только. Если вы хотите узнать подробную информацию и поддержать обитель финансово, переходите на сайт Михайло-Архангельского мужского монастыря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в романе «Идиот». Протоиерей Павел Карташев
У нас в гостях был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел об образах святости в романе Федора Михайловича Достоевского «Идиот», стоит ли искать в князе Мышкине черты Христа, и как с различными проявлениями святости сталкиваются герои романа.
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер