Сегодня я расскажу о сокровенном. И наболевшем...
Мне почти 40. И осознание своего возраста пришло ко мне не сразу. Конечно, мимоходом я отмечал, что становлюсь сентиментальнее, что в разговорах с друзьями все чаще мы говорим о здоровье, что в автобусе и на улице я особенно внимательно рассматриваю пожилых людей и с сочувствием думаю о их проблемах. Но когда пришло понимание, что мне вот-вот исполнится сорок , оказалось, что я к этому не совсем готов.
В один момент на меня навалились вопросы:
«Куда ушла половина моей жизни? Чего я достиг? Неужели лучшее осталось позади?»
Такие вопросы не придают сил. Осмотревшись вокруг начинаешь замечать, как много достигли другие, но не ты. Один мой хороший знакомый(он старше меня лет на пять) улыбнувшись на мои переживания , сказал:
— Друг мой, да у тебя просто типичный кризис среднего возраста!
Средний возраст. Я совсем не чувствую себя стоящим на экваторе жизни. Мне же в душе все еще двадцать! У меня все впереди — хотелось закричать ему и каждому! Но факты неумолимы. Зеркало показывает намечающиеся морщины и седину, в профессиональной сфере звезд не нахватал, здоровьем тоже особо не похвастаешь.
40 лет. Рубеж. Граница, на которой можно встать, и оглянувшись назад, проанализировать то, что сделал, кем стал. Говорят, что именно с этого возраста мужчина по-настоящему взрослеет и встает на путь мудрости. Это время самопознания. Ну что ж...
Откинув вопросы, на которые мне никто не даст ответы, отстранившись от чувств, которые приносят только уныние, я стал размышлять.
Оказывается, намечающиеся морщины и седина только украшают мужчину, придают солидности и благородства, по словам моей жены. Да, я не нахватал звезд с небес, но зато собственными силами выпустил диски со своими песнями; я ездил с гастролями по разным странам и познакомился с прекрасными людьми, которые стали моими друзьями. А дружба — это бесценный Высший дар. Я успел издать свой журнал. И я немало и усердно трудился ради этого. Обеспечивал и обеспечиваю свою семью. Заботился, любил и люблю свою жену, которая подарила мне троих прекрасных детей. Да! Я многого достиг как муж и отец. И это меня не может не радовать! А что же дальше?
Вспоминая прошлое, я могу честно себе сказать: мне нужно еще много потрудиться над отношениями с близкими, да и не близкими тоже — быть повнимательнее, прощать ошибки, ценить каждый миг с любимыми, больше времени проводить с детьми, чтобы память обо мне грела их и придавала им сил, хвалить дочь, поддерживать ее, чтобы она увереннее шла по дороге жизни. Учить сыновей быть сильными и честными. Понимать и поддерживать любимую жену.
А в разговорах о здоровье я не буду жаловаться, просто расскажу друзьям сколько раз поднял штангу в спортзале или сколько сегодня пробежал километров. И увидев стариков на улице или в автобусе, я помогу им с сумками или просто присяду и заговорю с ними о простых вещах. А потом буду внимательно слушать.
40 лет. Чудесное время, когда мудрость приоткрывает дверь и ты можешь вступить за нее уже не как беспечный ветреный мальчишка, а как муж, которому открыт дар видеть суть вещей. 40 лет — это никакой не кризис. Это та же жизнь — единственная, которую, с Божьей укрепляющей помощью, ты строишь САМ!
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — подметил однажды античный мыслитель Плутарх. И надо сказать, его высказывание вполне согласуется с христианским представлением об учительстве. О данной теме много писал, например, апостол Павел. В частности, в послании к Евреям, отрывок из 13-й главы которого читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Апостол Павел обращается к евреям-христианам, жившим преимущественно в Иерусалиме, в кризисный для них момент. Глава Иерусалимской церкви, апостол Иаков, был убит гонителями. Потеряв крепкого, духоносного лидера, христиане Святой Земли пришли в замешательство. И многие из них стали подумывать о возвращении к прежним религиозным верованиям. Прежде всего, в иудаизм. Только бы избежать преследований со стороны гонителей Церкви.
Апостол Павел, узнав о бедах Иерусалимской церкви, поспешил утешить её чад. И помочь им преодолеть искушение предать Христа. Апостол признаёт, что святой Иаков, при всех разногласиях, которые имелись у них с Павлом, был настоящим праведником. Разногласия касались особенностей проповеди христианства среди язычников. Апостол Павел в отличии от Иакова был настроен более открыто к иноверцам и инородцам. Но разность мнений, во-первых, не имела критического значения, а во-вторых, оказалась делом прошлым, Иаков погиб. И кончина его, как верно отметил Павел, это кончина мученика. Но только Иаковом Церковь не ограничивается. И главным пастырем Церкви является Господь Иисус Христос. А Он щедро наделяет мудростью, силами, вдохновением пастырей, готовых служить делу проповеди Евангелия, созидания общины Христовой.
Потому Павел призывает своих читателей не падать духом, но иметь надежду на Бога. И Тот обязательно придёт на помощь. Как пришёл Он на помощь к Сыну Своему, Который воскрес из мёртвых не только по собственному стремлению, но по благодатной воле всей Святой Троицы. Интересно, что послание к евреям было написано Павлом в условиях тюремного заключения. Апостола гонители Церкви лишили свободы и добивались его казни.
Удивительно, но Павел совершенно не унывает. Он, конечно, был бы не против продолжить своё служение Церкви. Но, во-первых, святой прекрасно понимал, что всё в руках Божиих, и Богу нужно доверять. А, во-вторых, Павел ясно осознавал, что и на нём, Павле, что называется, свет клином не сошёлся. И Церковь продолжит жить и после его смерти, которая рано или поздно, но обязательно наступит. А потому главное, о чём стоит позаботиться, состоит в следующем — подготовить достойную смену, зажечь огонь веры в сердцах нового поколения пастырей. Чтобы было кому продолжить дело созидания общины Христовой, проповедовать Евангелие и тем, кто в Церкви, и тем, кто пока к Ней не присоединился.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем монахам Михайло-Архангельского монастыря обрести постоянный кров
Михайло-Архангельский мужской монастырь в городе Юрьев-Польский Владимирской области — один из древнейших в России, основан в XIII веке. За свою долгую историю обитель пережила несколько периодов опустошений и возрождений. В советские годы её и вовсе закрыли. Однако здания и храмы сохранились до наших дней.
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 2006 года. Но пока она не может быть полноценной. Уже много лет часть помещений обители принадлежит музею, в частности братский корпус. Из-за этого на территории нет места для проживания монахов. Сейчас их 5 человек, вместе они вынуждены снимать комнаты в ближайшей гостинице и приезжать в монастырь на службы. В такой ситуации обитель не может развиваться и тем более принимать новых послушников.
«Мы с тяжёлым сердцем вынуждены отказывать тем, кто желает поступить к нам в Михайло-Архангельский монастырь, поскольку не имеем возможности их разместить», — рассказывает иеромонах Софроний.
Чтобы исправить ситуацию, братия приняла решение обзавестись собственным жильём. «Добрые люди помогли нам купить двухэтажный дом конца XIX века на окраине города Юрьев-ПОльский. И всё бы хорошо, но старое здание нуждается в серьёзном ремонте. И только своими силами нам здесь не обойтись», — продолжает отец СофрОний.
Изначально старинный дом находился в аварийном состоянии. Но сегодня он понемногу оживает. В будущем братском корпусе вовсю идут ремонтные работы. Чтобы удалось завершить их как можно скорее, монастырю необходима помощь в покупке стройматериалов и не только. Если вы хотите узнать подробную информацию и поддержать обитель финансово, переходите на сайт Михайло-Архангельского мужского монастыря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в романе «Идиот». Протоиерей Павел Карташев
У нас в гостях был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел об образах святости в романе Федора Михайловича Достоевского «Идиот», стоит ли искать в князе Мышкине черты Христа, и как с различными проявлениями святости сталкиваются герои романа.
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер