Бывают в жизни тяжелые периоды, когда очень хочется отключиться от своих бед и проблем, как говорится, выключить мозг. Когда даже умные книжки читать тяжело, потому что от умных книжек мозг не отключается, а иногда просто внимание настолько не хочет концентрироваться, что ты читаешь — и только с третьего раза понимаешь о чем. Моя подруга в период развода целый год сидела дома и читала детективы Агаты Кристи. По много часов в день, таким образом забываясь и уходя из реальности. Пока тебя нет в этой реальности — некоторая часть боли успевает переработаться мозгом, ты возвращаешься — и как будто боли и обиды уже на один детектив меньше. Так как я не очень люблю детективы, я спасалась от своих неприятностей посредством сериалов. Я выбирала такие типовые сериалы из множества серий, где ты сидишь и с экрана на тебя льется милая, жизнерадостная, активная жизнь каких-нибудь друзей или подруг. Конечно, она, эта жизнь, не обходится без проблем, иначе не было бы как говорят — драматургии. Но суть в том, так им мило и уютно оттого, что они собираются вместе, все обсуждают, помогают друг другу — одним словом, спасаются настоящей истинной дружбой. Эти сериалы, плюс минус чувство юмора, плюс минус некоторое количество интеллекта — и конечно, если бы мы в жизни так искрометно и непрерывно шутили как в этих фильмах — про нас тоже можно было бы непрерывно снимать сериалы. Просто ходи за нами целый день и снимай, как мы существуем в прекрасных отточенных диалогах. Но при всей неправдоподобности таких вещей они почему-то здорово вынимали меня из моих печалей. И я задумалась: что в них такого замечательного, что подбрасывает немного серотонина в мой оскудевший на радости мозг? И как мы спрашивается раньше жили без этих бесконечных сборищ иностранных друзей, каждый вечер уводящих нас в свою компанию? И я поняла! Дело в том, что раньше, то есть в таком раньше, которое не знают даже мои дети, как говорят — в нашем советском прошлом — мы сами были этими друзьями, которые собирались конечно на кухне — и вели бесконечные беседы — об умном или о жизни или о смешном или обо всяком таком высоком и творческом. По телику показывали в основном скукотищу, девайсов и мобильников не существовало, и наши сборища носили исключительно кухонный характер. Видимо, поэтому я испытываю такое умиление и ностальгию, когда смотрю как мои английские или американские киногерои сидят и просто разговаривают — не на кухне разумеется, это наше, русское, место — а по кафешкам и пабам, гостиным и ресторанам. С того момента, как я осознала это, я поняла, что надо возвращаться на кухни. Да-да, сидеть и разговаривать, и друг другу давать советы, даже если они бесполезные, зато душевные, пытаться вместе решить личные и общественные проблемы друг друга, жаловаться, рассказывать, смеяться, подшучивать и конечно горевать вместе когда надо. Моему старшему сыну повезло — у него сериал «Друзья» существует в реальности, так уж сложилась его компания школьных, церковных, университетских и прочих ребят. Мне рядом с ними и посидеть приятно, они умные и остроумные, они чего-то хотят в жизни и им интересно обсуждать Бога и культуру, выходные и проблемы с девушками, работу и книги. Так я поняла, что очень, очень важно восстанавливать кухонные традиции — не обязательно на кухне. Даже в моем возрасте. Даже с моими возможностями лежать и смотреть сериалы в компьютере. И я так делаю, я работаю над собственным сериалом «Друзья». Жаль, вы не увидите его на экранах!
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.