Радостные вести принес всем христианам четвертый век от Рождества Христова. Во главе Римской империи встал Константин, первый император, который запретил гонения последователей Господа. Христианам разрешили открыто исполнять свои обряды и вернули отнятые церкви. Никому не воспрещалось крестить детей в истинную веру, напротив — Константин был рад каждой новой спасенной душе. Многие подданные империи с удивлением понимали, что христианская религия является подлинной, а ее таинства привлекали гораздо больше, чем языческие обычаи. Столицей Римского государства стал христианский Константинополь, на его престол император рядом с собой усадил свою мать, Елену. Ту самую женщину, которой он и был обязан вере в Господа...
... 326-й год от Рождества Христова, Константинополь...
Семьдесят шесть лет исполнилось Елене. Другие женщины в ее возрасте только и делали, что сидели дома, тихо дожидаясь окончания жизненного пути. Но царица была не из таких. Елена каждый день приходила к своему сыну Константину, а тот с радостью прислушивался к ее советам, потому что царица была мудрой, благочестивой и обладала ясным умом, несмотря на преклонные годы. Однажды утром Елена попросила сына отпустить ее в Иерусалим.
Елена:
Сын мой! Настало время нам расстаться. Я должна поехать в святые земли. Мне во сне было видение. Я должна вывести на свет божественные места, закрытые нечестивыми. Найду я и крест, на котором распяли Господа нашего. Знаю, возраст мой уже не тот. Но не бойся — пока своего дела не исполню, не призовет меня Господь.
Жалко было императору расставаться с царицей-советчицей, но Господней воле он перечить не мог, да и не хотел. Раз уготована такая судьба его матери, значит, так тому и быть. Недолго Елена собиралась в путь. Взяв с собой верных слуг и друзей, отправилась она в Иерусалим — именно там, по преданиям, проходила земная жизнь Иисуса Христа.
Прибыв в древний город, Елена вместе с иерусалимским патриархом Макарием начала расспрашивать местных христиан и иудеев, где спрятан Крест Господень, и где ученики похоронили тело Иисуса на три дня, что прошли до его воскресения. Молва о чудесной царице, которую шепотом называли «святой», быстро распространилась по всей округе. Мужчины и женщины с радостью помогали Елене в ее поисках. И вот один иудей указал царице на храм языческой Венеры, который построил император Адриан.
Мужчина:
Соседка! Соседка! Ты дома? Слыхала ли, какое чудо произошло у капища?
Женщина:
Какое еще чудо?
Мужчина:
Та самая царица, что из Константинополя приехала, сейчас повелела снести и стены, и нечестивые статуи, да срыть землю под ними. И тут открылось нам всем диво — в скале пустая гробница. Царица как увидела ее, так у нее слезы из глаз побежали и говорит она — копайте, друзья мои, знаю, что мы на верном пути.
Женщина:
Что же то за гробница была?
Мужчина:
Снова копать начали, только поодаль. Тут из-под земли пошел запах, сладостный такой, что всем захотелось возрадоваться. А на месте том нашли три креста, в землю зарытые, вот как!
Женщина:
Три креста? Господи, благослови, да неужели же это те самые?.. Под жертвенником были?
Мужчина:
Женщина в толпе была тяжелобольная, у нее и ноги уже усохли, она ходить не могла. Так вот к ней кресты стали подносить по очереди — и на третьем исцелилась она, совсем исцелилась!
Вера подсказала Елене, что пустая гробница — это и есть Гроб Господень, а Животворящий Крест — тот самый, на котором распяли Спасителя. Рядом же нашли четыре гвоздя и титло с полустертой надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».
Часть креста и два гвоздя Елена взяла с собой в Константинополь, часть оставила в Иерусалиме, чтобы люди, которые приходили бы в город, могли поклониться святым реликвиям и уверовать в Господа. А на святом месте приказала построить Храм Гроба Господня. После она повелела воздвигнуть еще два храма — один в Вифлееме, где родился Иисус Христос, а второй — на Елеонской горе, откуда Спаситель вознесся на небеса.
Святую Елену в христианской традиции почитают как Равноапостольную Царицу — не только за то, что она открыла всем верующим святые реликвии, связанные с земной жизнью Христа, но и за то, что она послужила делу распространения христианской веры среди языческого римского мира.
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О наследии церковных художников
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О наследии церковных художников — протоиерей Владимир Быстрый.
В Международный день художника мы чествуем не только современных творцов, но и безвестных мастеров прошлого, чьи кисти возводили мост между душой и небом. Мы говорим о великом наследии церковного искусства.
В отличие от светского, где важно самовыражение, здесь художник-иконописец был проводником, а его творение — молитвой. Икона — это окно в горний мир, где через символ и цвет говорит сама вера. Вспомните «Троицу» Андрея Рублёва: это не портрет, а целое богословие в линиях и красках.
А фрески? Они были Библией для неумеющих читать. Взгляните на собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески Дионисия — это не суровый суд, а светлая райская симфония. Его святые парят в золотом сиянии, а нежные лазурные и бирюзовые краски создают ощущение неземной радости. Это праздничное богословие, где всё творение ликует о спасении.
В наш стремительный цифровой век это искусство учит нас созерцательности. Оно напоминает, что мир глубже, чем кажется, что он полон скрытых смыслов, которые нам необходимо найти. И давайте в этот день вспомним этих удивительных художников-богословов. Их творчество — не реликт, а живой источник. Свидетельство того, что искусство может быть не просто украшением, а настоящей службой и дорогой к вечной красоте.
Все выпуски программы Актуальная тема












