В начале шестнадцатого века Россия, ведомая рукой великого князя Василия III, укреплялась в статусе великой державы. Тогда же псковский монах Филофей выдвинул свою знаменитую идею Москвы как третьей и последней столицы христианского мира.
Филофей(как бы сам себе диктует с воодушевлением, слышен скрип пера):
Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать…
(скрип пера прекращается, старец сам себе говорит в раздумье)
Что за время выпало нам, грешным, во исполнение пророков! Чем прежде были Рим и Константинополь, тем отныне и до скончания лет будет Москва.
А в Горицком монастыре под Переяславлем жил тихий монах Даниил, менее всего помышлявший о мирской славе. Из окна его кельи была видна скудельня – место, где хоронили нищих, бродяг и так называемых «нечистых» мертвецов. Тела никому не нужных людей без отпевания и поминок хоронили в братских могилах…
Даниил возложил на себя странное послушание. В свободное время он ходил по окрестностям, выспрашивая, нет ли кого брошенного на дороге, замёрзшего или убитого. Узнав о таковых, он находил тело, относил его в скудельню и погребал с молитвами. Даже монахи порой дивились его поступкам.
1-й брат:
Смотри, Прокопий, опять Даниил несёт какого-то бедолагу. И что ему неспокоится…
2-й брат:
А разве плохо? Человека надо и похоронить по-человечески.
1-й брат:
Да ведь мы не знаем, что это за человек! Может, пьяница, а то и… самоубийца. Таких поминать не велено, а он отпевает! Грех это…
2-й брат:
Откуда нам знать, что грех? Кому, кроме Бога, судить эту душу? Мне Даниил сказывал, что вечером над скудельней огни бывают, словно свечки. Те, кто там лежат, может, праведнее всех нас.
1-й брат:
Да ты взгляни на него. Этот «праведник», поди, крест пропил.
2-й брат:
А ты нищего Лазаря вспомни. Он за терпение свое в Царстве Небесном уподобился ангелам. А богача дорогие одежды от адского пламени не спасли.
В то время два брата-боярина Челяднины, состоявшие на великокняжеской службе, впали в немилость. Наслышанные о праведности Даниила, они обратились к нему с просьбой молиться об умягчении государева гнева. Вскоре из Москвы прибыл к ним гонец с вестью, что опала снята. В благодарность за чудо Челяднины предложили Даниилу любые почести. Вместо этого он попросил их помочь с устройством церкви в память о безвестных праведниках. Через некоторое время вокруг построенного при скудельнице деревянного храма Всех святых образовался небольшой монастырь. После долгих уговоров, по личной просьбе Василия III, Даниил стал его настоятелем.
В труде и молитве он всегда был усерден. Братия так любили и чтили своего наставника, что ещё при жизни стали почитать за святого и чудотворца. Отовсюду к нему шли люди со своими бедами, старец никому не отказывал в помощи и утешении. Однажды в голодный год он отдал остатки монастырской муки нищей вдове с детьми. Бездомные получали приют в Данииловом монастыре, больные чудесным образом выздоравливали.
Авторитет Даниила был настолько велик, что по его просьбе Василий III отменял смертные приговоры. И не кто иной, как Даниил стал крёстным отцом государева первенца, будущего царя Ивана Грозного. Притом в честь его рождения на бывшей скудельничей земле был построен каменный храм Пресвятой Троицы. Так у истоков жизни даже этого сурового правителя лег отсвет памяти самых убогих, малых и отверженных. За всепобеждающее человеколюбие святого старца Даниила Переяславского чтят и сейчас, полтысячелетия спустя.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема