Сегодня — Великая пятница. В богослужении этого дня Церковь как бы ставит верующих у подножия Креста Христова. Все становятся очевидцами страшного события — смерти Спасителя.
Божественная Литургия в этот день не совершается, а на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях.
В середине дня совершается вечерня Великой пятницы. Она называется ещё «Вынос Плащаницы» и посвящена погребению Спасителя. Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение, украшенное цветами. Оно символизирует гроб, в который был положен Спаситель. В алтаре, на престоле находится Плащаница — большой обрамленный плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Христа. Во время службы священник поднимает Плащаницу над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает ее на гроб. На Плащаницу обычно кладут Евангелие, а перед ней ставят кадильницу, постоянно воскуряющую фимиам. Перед Плащаницей положено класть земные поклоны, прикладываться к ней.
Вечером служится чин погребения Плащаницы. Это богослужение имеет заупокойный характер. Верующие, подобно ученикам и друзьям Христа, идут хоронить Спасителя. Как на отпевании, все стоят в храме с зажженными свечами. В начале читается часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах. Но дальше в плаче о погребенном Христе, всё сильнее звучит новая тема — ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. Завершается всё скорбным крестным ходом вокруг храма с Плащаницей и со свечами. Всего несколько часов отделяют этот крестный ход от следующего, пасхального, совершаемого в воскресную полночь. Но как трудно прожить их в мире, где только что был похоронен Сам Господь.
10 апреля. О зависти

В 23-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Да не завидует сердце твое грешникам».
О зависти — протоиерей Константин Харитонов.
Одним из первых грехов, который вошел в жизнь человека после его грехопадения, это был грех зависти. Каин позавидовал своему брату Авелю и убил его из-за зависти. Поэтому не нужно думать о том, что зависть это некий такой простой бытовой грех. На самом деле это один из страшных грехов, который может привести человека даже к убийству другого. Поэтому с завистью нужно всегда бороться уже в самом ее корне. И нет так называемой белой зависти, черной зависти. Все это одна зависть на самом-то деле. И она грешна пред Богом. Поэтому Господь требует от нас, чтобы мы избавлялись от всякой зависти. И в чем опасна зависть в отношении людей? Мы не просто завидуем людям. Мы еще через это восстаем против Бога. Потому что Господь благоденствует другим, а мы, получается, не согласны с решением Бога. Мы, получается, не хотим видеть так, чтобы Бог любил бы этих людей. Мы хотим, чтобы Он их наказывал, чтобы им не давал, а давал бы лучше нам. То здесь, конечно, вспоминается притча о том, как многие работали у господина в винограднике, одни с утра, другие с вечера, но все получили по одной и той же монете. И те, которые работали целый день, они стали завидовать и говорить о том: «Как же так? Почему они получили столько же, сколько и мы?» Но господин виноградника сказал: «Я с вами договаривался об этой уплате. Вы получили свое. А в остальном — не завидуйте тому, что я также решил проявить любовь и к тем, кто работал только уже с самого вечера». Мы не должны завидовать тому, что Бог любит других.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 апреля. О подвиге мучеников Ионы и Варахисия

Сегодня 10 апреля. День памяти мучеников Ионы и Варахисия, живших в четвёртом веке.
Об их подвиге — игумен Лука (Степанов).
В начале IV века в Персии быть христианином значило почти неизбежно обрести мученический финал своей жизни. Иона с Варахисием были братьями, которые, приведенные к персидским князьям по повелению этого самого правителя, были преданы тягчайшим истязаниям. История сохранила описание тягчайших мучений, которые были испытаны мучениками: и избиение, и по ледяному озеру таскание, и сдирание кожи с головы, и отрезание пальцев — все это вместе с пытками раскаленным оловом претерпели мужественно святые мученики. И уже благочестивым христианином по имени Авдисот оказались погребенными с честью, и почитание их, как святых мучеников великих, сохраняется и по наше время.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 апреля. О творчестве Алексея Лаптева

Сегодня 10 апреля. В этот день в 1905 году родился иллюстратор Алексей Лаптев.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Алексей Михайлович почувствовал призвание к рисованию едва ли из утробы матери. Уже трехлетним ребенком он не расставался с карандашом и постоянно рисовал, рисовал, рисовал, набивая руку и мало-помалу обретая тот профессионализм, который тотчас угадывается и в иллюстрациях к стихотворениям Агнии Барто, и к классическим произведениям «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Васильевича Гоголя, поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николая Некрасова. Алексей Михайлович Лаптев был по жизни очень добрым человеком. Он нес стихи, ему было присуще поэтическое дарование, а зоркие глаза художника замечали смешные, интересные детали нашего мира. От иллюстраций Алексея Михайловича Лаптева веет той чистотой, тем умиротворением, той простотой, которых, к сожалению, сегодня так не хватает современным детям.
Все выпуски программы Актуальная тема