Продолжается Страстная седмица. Со времен апостолов эта неделя глубоко почиталась христианами. Верующие проводили её дни в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.
Каждый день Страстной недели посвящен воспоминанию разных евангельских событий.
Ночь на вторник Христос также провел в Вифании, и утром опять пришел в Иерусалимский храм. Там он беседовал с книжниками и фарисеями - представителями самых образованных сословий того общества. Фарисеи настаивали на исполнении не только «письменного» закона, который был дан Господом Моисею, но и «устного» - то есть многочисленных традиций и правил. При этом фарисеи чрезмерное внимание уделяли внешней правильности исполнения обрядов. Во время разговора со Христом они пытались задавать ему изначально хитрые вопросы, чтобы поймать на логических нестыковках, незнании законов и заповедей. Но в этой полемике фарисеи были посрамлены.
Своим ученикам Господь открыл, что ему предстоят Крестные страдания. С ними Христос говорил о кончине мира и о последнем Страшном Суде. он рассказал несколько притч, из которых особо выделяют притчи о десяти девах.
Пять разумных и пять неразумных дев ожидали жениха. Мудрые приготовили светильники с елеем, а другие не позаботились об этом. И когда неожиданно в полночь пришел жених, пяти неразумным девам не с чем было выйти встретить его. Жених здесь - образ Жениха Небесного, а девы - христианские души. Христос говорит о необходимости духовного бодрствования, ежечасной готовности ко встрече с Господом. Его приход обещан в конце времен. Но для верующего прежде всего он будет в час смерти, о котором никто не знает. Елей в светильниках - это целомудрие, милостыня, добрые дела, исполнение заповедей. В притче подчеркивается - одной веры мало. Ведь и мудрые, и неразумные девы ждали и не сомневались в приходе жениха. Но одни готовились к этому, а другие жили беспечно.
Псалом 86. Богослужебные чтения

В окружающем нас мире редко когда приходится жить спокойно. То и дело случаются события, которые приносят с собой тревоги, переживания и даже страдания. Где же бедному человеческому сердцу найти успокоение? Тот, кто верует в Бога, конечно же, ответит — в Боге! И не ошибётся. Именно так утверждает автор псалма 86-го, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 86.
1 Сынов Кореевых. Псалом. Песнь.
2 Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова.
3 Славное возвещается о тебе, град Божий!
4 Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне; вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, — скажут: «такой-то родился там».
5 О Сионе же будут говорить: «такой-то и такой-то муж родился в нём, и Сам Всевышний укрепил его».
6 Господь в переписи народов напишет: «такой-то родился там».
7 И поющие, и играющие, — все источники мои в тебе.
Псалом 86-й был написан не царём Давидом, а значительно позже — при преемнике Давида царе Езекии. Услышанное нами библейское произведение наполнено радостью, даже ощущением какого-то триумфа. Что совершенно не случайно! Ведь прочитанный псалом составили после чудесного избавления Иерусалима от многочисленного и озлобленного ассирийского войска во главе с правителем Сеннахиримом. Тот сначала обложил Иудею данью, а затем решил всё же разорить Иерусалим, полностью разграбив его богатства. Благочестивый царь Езекия делал всё, чтобы избавить страну от нашествия захватчиков. Пытался договориться, откупиться, заключить договор с Египтом — конкурентом Ассирии. Всё без толку. Сеннахирим был неумолим — он, в конце концов, осадил Иерусалим и начал готовиться к штурму города. Ассирийские солдаты стали даже устраивать насыпь, чтобы преодолеть стены иудейской столицы. Езекия вместе с подданными наложили на себя пост, стали с покаянием молиться Богу, понимая, что нет никакого земного средства избавления от неприятеля. И случилось чудо. В стане ассирийцев началась эпидемия какой-то тяжёлой болезни. В итоге, Сеннахирим вынужден был вернуться домой, где вскоре погиб от рук собственных сыновей. А Иерусалим устоял. И всем тогда было очевидно — Бог на стороне древних евреев. Поэтому автор псалма с радостью констатирует: «Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова. Славное возвещается о тебе, град Божий!» Действительно. Проявленное благословение Божие, Его защита прославили Иерусалим среди языческих народов. Те на опыте осознали, что лучше не связываться с маленькой Иудеей, ведь на её стороне могущественный Господь. А Иерусалим не какой-то захудалый городок. Про родившихся там будут теперь говорить с уважением: «вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, — скажут: „такой-то родился там“. О Сионе же будут говорить: „такой-то и такой-то муж родился в нём, и Сам Всевышний укрепил его“». Удивительным и неожиданным образом прославилась Иудея — прославилась тогда, когда, с человеческой точки зрения, должна была бы пасть, исчезнуть. Проявленная милость Божия оказалась велика, но сильным было и искушение полагать, что так будет всегда. Вне зависимости от того, как будет жить ветхозаветный народ избранный. Пройдёт не так уж и много времени, евреи снова впадут в идолопоклонство. И тогда новый правитель Вавилона — Навуходоносор II — захватит и разграбит Иерусалим. Храм Божий будет уничтожен, а евреи попадут в рабство. И всё потому, что в отличие от Езекии, перестанут на Бога надеяться, жить по Его заповедям. Прозвучавший псалом имеет поучительное значение. Он напоминает нам, что единственной опорой и для человека, и для народа в этом постоянно меняющемся мире может быть только верность Богу и Его заповедям. Всё остальное непостоянно, неустойчиво, бренно. Потому, если хотим, чтобы мы и наши дети радовались миру и тишине, будем трудиться духовно, стараясь не на словах, а на деле служить правде Господней. И тогда мы окажемся так же крепки и непобедимы, как Иерусалим в годы верности Богу.
Псалом 86. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 86. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 86. На струнах Псалтири
1 Сынов Кореевых. Псалом. Песнь.
2 Основание его* на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова.
3 Славное возвещается о тебе, град Божий!
4 Упомяну знающим меня о Рааве** и Вавилоне; вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею,- скажут: "такой-то родился там".
5 О Сионе же будут говорить: "такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его".
6 Господь в переписи народов напишет: "такой-то родился там".
7 И поющие и играющие,- все источники мои в тебе.
11 июня. О гневе

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».
О гневе — протоиерей Максим Горожанкин.
Почему Господь так резко обличает гнев? Мы гневаемся, гневаемся часто. Что даёт нам чувство гнева? Какой плод в этой страсти?
Безусловно, это опустошение. Ты прогневался, накричал, раздражение какое-то произошло в тебе, ты отреагировал, и после этого — колоссальная пустота.
И это и есть тот самый страшный суд, который Господь предрекает всем. В результате каждой нашей страсти чувство опустошённости — это и есть преддверие страшного суда. Если мы гневаемся и после этого чувствуем, непременно чувствуем опустошённость, некую обездоленность и богооставленность — это ровно то, что и есть страшный суд.
Поэтому дай Господь всем нам воздерживаться от гнева, и если даже мы впадаем в гнев, вовремя просить прощения!
Все выпуски программы Актуальная тема