Случается такое, что в связи с определенными историческими обстоятельствами праздник церковный может стать праздником государственным и даже общенародным. У нас в России подобное произошло с 4-ым ноября. По церковному календарю в этот день празднуется чудесное явление Казанской иконы Божией Матери. 4-ое ноября является также датой изгнания в 17-ом веке польских захватчиков из Москвы и всей России. В недавнем прошлом 4 ноября стало еще и государственным праздником народного единства.
В Греции нечто подобное произошло с праздником Благовещения, который в этой стране отмечается 25 марта по новому стилю. Благовещение в Греции не только церковный праздник, это еще и День независимости. Дело в том, что именно в день Благовещения в 1821 году началась греческая освободительная революция.
Начиная с 15 века большинство территорий Греции находилось под турецким владычеством. Свободными оставались лишь южные районы страны, Пелопонесс, и остров Крит. Именно там зародилось греческое освободительное движение, благодаря которому в итоге и совершилось освобождение Греции от турецких захватчиков.
Надо сказать, что греки неоднократно пытались избавиться от власти Османской империи, поднимая восстания. Но каждый раз их ждала неудача. И только в первой половине 19 века им наконец-то удалось добиться независимости.
25 марта 1821 года на освободительную войну греческих патриотов благословил митрополит города Патры Герман. Именно он освятил флаг освободительного движения – голубой крест на белом фоне. Под этим знаменем греческие войны затем одиннадцать лет сражались с турками и добились в конце концов независимости своей страны по условиям Константинопольского мирного договора 1832 года.
Флаг, освященный митрополитом Германом, до сих пор используется военно-морским флотом Греции. Греки прекрасно помнят, что за верность этому флагу пострадало в 19 веке множество их соотечественников. За поддержку патриотов свою жизнь также отдали в те годы Константинопольский патриарх и все его приближенные епископы.
Официальным флагом Греции является сегодня несколько модифицированный вариант знамени патриотов 19 века: девять бело-голубых полос с белым крестом в левом верхнем углу. Согласно наиболее распространённой версии, девять полос символизируют девять слогов лозунга борцов за независимость: «Свобода или смерть» (по-гречески “Э-леф-те-ри-а и фа-на-тос”). Крест в левом углу флага говорит нам о том, что православное христианство - государственная религия Греции.
В наши дни Благовещение и День Независимости в Греции празднуются очень широко. По всей стране проходят торжественные парады, звучат патриотические песни. Все это очень напоминает то, как мы отмечаем в России 9 мая. Та же благодарность Богу и предкам за спасение родины и понимание, того насколько дорогой ценой досталась нашим народам независимость наших стран.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.