“Ну, они же себе не враги” - говорят, имея в виду, что другие люди будут действовать в своих разумных интересах, избегать беды, стремиться к лучшему для себя. Но часто это не работает - люди ведут себя именно так, будто они себе враги. Это бросается в глаза, когда речь идет, например, о наркоманах - люди мучают и убивают себя ядами, как жестокие неприятели. Или когда люди совершают преступления - и обрекают себя на жизнь в страхе, и, скорее всего, тюрьму, хотя им легко было бы избежать всего этого, просто честно трудясь.
Или, менее заметно, когда люди разрушают отношения с ближними, обрекают себя на непонимание и одиночество, а потом страдают от этого. Теряют любовь и дружбу, чтобы заработать много денег, а потом не могут купить на эти деньги ни того, ни другого.
Влезают в глупые раздоры и конфликты, которые не могут принести ничего, кроме горя и потерь. Посвящают свою жизнь чему-то пустому. Следуют путем, который, как это очевидно с самого начала, не может принести ничего, кроме несчастья.
В других людях нам бывает легко увидеть этот дефект, трагическую поврежденность характера, которая заставляет их причинять беду себе и другим.
Но мы можем однажды пережить прозрение - это универсальная проблема, она охватывает не только несчастных глупцов из криминальной хроники, моего спившегося одноклассника или еще каких-то других людей. Это и наша проблема тоже - какой-то дефект внутри побуждает нас раз за разом делать неправильный выбор.
Библия называет этот дефект “грехом”. С тех пор, как мы, люди, взбунтовались против нашего Создателя, сама наша природа глубоко повреждена. Мы, люди, враждебны Богу, друг другу, и самим себе. Мы нуждаемся в спасении - прежде всего, от самих себя. Это звучит парадоксально, но это так - грешный человек, как пьяница или наркоман, сам гонит себя навстречу гибели.
И один из симптомов греха - человек не хочет сделать самое естественное и необходимое, обратиться к Богу. Ему кажется, что Бог его что-то лишит. Что Бог обойдется с ним сурово. Что Бог ему враг. На самом деле мы враги самим себе - а Бог только и ищет нас спасти. Если бы только мы могли сдаться, капитулировать, покориться, последовать Его воле - это было бы самым лучшим для нас. Слово Божие призывает нас сделать именно это - “Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. - Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты - Господь Бог наш” (Иер.3:22)
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.