
Фото: Adrian Kusznirewicz/Unsplash
Осенью 1903 года витебского губернского землемера прогнали со службы. Говорили: «То тут, то там, крестьянам лишний кусок земли приписывал, а помещику – убыток!» Вот и собрались богатеи со всей округи, направили губернатору жалобу - мол, обделяет их новый землемер. Вот и выдворили его, отказали от места.
Подробностей той запутанной истории сегодня, за давностью лет, конечно, узнать уже нельзя. Однако вся жизнь Игната Буйницкого – а именно так звали землемера - говорит о том, что это могла быть истинная правда: крестьян он действительно всем сердцем любил и жалел.
Происхождения Игнат Терентьевич был благородного, - из витебских дворян, но в любой бедной, крытой соломой хате чувствовал себя лучше, чем в самом аристократическом салоне. Хозяева избы собирали на стол нехитрую снедь, а потом пели Буйницкому свои грустные, протяжные или, наоборот, залихватские плясовые песни. А Игнат запоминал мелодии, записывал слова… Он всей душой любил народное творчество и был его собирателем.
Увольнение с должности, хоть и престижной, для Игната Терентьевича трагедией не стало. Наоборот – он решил полностью посвятить себя тому, что увлекало его с давних пор. Буйницкий задумал создать народный театр! При этом Игнат Терентьевич преследовал не только собственные цели. Он искренне хотел дать бедным крестьянам реальную возможность заработать.
Крестьяне с радостью откликнулись на предложение «дядьки Игната» - так они называли Буйницкого. Вскоре в своём имении Поливачи Игнат Терентьевич устроил что-то наподобие домашнего театра, на спектакли которого приглашал родственников, друзей и вообще всех желающих. Выступления, состоящие из песен, танцев и комедийных миниатюр на темы народного быта, были бесплатными для зрителей. С успехом выступал на сцене и сам Игнат Терентьевич. Скоро слух о народном театре Буйницкого вышли за пределы губернии. Труппу пригласили выступить в городе Вильно. Представление имело успех. Так начались гастроли театра по Белоруссии.
Понимая, что на спектакли его труппы будут приходить люди разного достатка, Игнат Терентьевич цену на билеты назначал символическую. Выручки не хватало на содержание труппы, да Буйницкий на это и не рассчитывал. Жалованье артистам-крестьянам, которых со временем становилось всё больше, пошив костюмов, изготовление реквизита Игнат Терентьевич оплачивал из личных средств, которые давали доходы от имения. Но бывали у его театра и особые благотворительные гастроли, и тогда стоимость билетов вырастала в расчете на то, что спектакль посетят обеспеченные люди. Вся выручка от таких выступлений шла на поддержку беднейшего крестьянства.
С началом Первой Мировой войны концертную деятельность пришлось приостановить. В это время Буйницкий активно участвовал в деятельности виленского общества «В помощь фронту». А вскоре и сам ушёл воевать. В 10-й Армии Западного фронта, где он служил, Игнат Терентьевич организовал театр солдатской самодеятельности. 22 сентября 1917 года, накануне боя, он принимал участие в спектакле, надеясь тем самым поддержать воинский дух однополчан.
Сегодня Игната Буйницкого называют отцом белорусского театра. Но не только: чтят его и как добросердечного, милосердного человека, бесконечно любившего простой народ и всеми силами помогавшего ему.
«Богословие храмового пространства». Дмитрий Остроумов
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о храмовом пространстве и о тех смыслах, которые заключены в особенностях храмовой архитектуры.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим работу службы «Милосердие Омск», без неё сотни семей останутся без помощи
В православной службе помощи «Милосердие Омск», которая организована омской епархией, каждый день начинается с заботы: о многодетных и неполных семьях, беженцах, одиноких пенсионерах и всех, кто находится в непростой ситуации. Тысячи людей получают в гуманитарном центре одежду, еду и моральную поддержку. Трудно поверить, но в основном вся работа службы лежит на плечах единственного здесь социального работника — Виктории Непомнящих.
Антонина — одна из её подопечных. Она инвалид по зрению. После смерти супруга сама воспитывает троих детей. «Мы всегда как-то справлялись сами, но стало невмоготу. То бытовая техника выйдет из строя, то ещё что-нибудь. Но ведь кроме этого нужно платить за аренду квартиры, покупать продукты и вещи», — рассказывает Антонина. В момент кризиса женщина обратилась в службу помощи «Милосердие Омск». Теперь семья регулярно получает продуктовый набор и необходимую одежду.
«Таких семей на попечении службы много, и мы помогаем им всем, чем можем», — говорит Виктория. В ответ на такую заботу подопечные тоже стремятся участвовать в общем добром деле. Ведь работы в гуманитарном центре всегда хватает. Они фасуют продуктовые наборы, сортируют и приводят в порядок одежду, которую передали дарители.
Социальный работник службы помощи «Милосердие Омск» Виктория Непомнящих ежедневно в одиночку координирует работу склада и горячей линии. И без такого сотрудника этот хрупкий механизм доброты может остановиться. А средств на оплату её труда у службы не хватает.
Поддержите проект «Милосердие Омск» и работу Виктории, оставив любой благотворительный взнос на платформе «Поможем». Ваше посильное участие обернётся жизненно важной помощью для сотен людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«XIX кинофестиваль «Русское зарубежье». Сергей Зайцев
У нас в гостях был президент фестиваля «Русское Зарубежье», режиссер, продюсер, сценарист, директор киностудии «Русский Путь» Сергей Зайцев.
Мы говорили о XIX Международном кинофестивале «Русское Зарубежье» о его программе, а также о том, как через фильмы можно говорить о жизни русских людей вне России и о сохранении любви к Родине.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер







