Сомерс Таун – район на окраине Лондона – просыпался в густом, осеннем утреннем тумане. Лавочники, негромко переговариваясь, раскладывали на прилавках свой нехитрый товар; дворники сонно шаркали мётлами по мокрой мостовой. Одним из них был мальчик-подросток в изношенных до дыр ботинках и вытертом на локтях старом пальто с чужого плеча.
Мальчика звали Генри Крофт. Круглый сирота, ещё совсем недавно он жил в детском приюте для нищих. А теперь подметал улицы за крошечную плату и возможность обитать в подвале одного из домов в Сомерс-Таун.
Генри нравилась его работа. Нравились уличные торговцы, которые наряжались в яркие, необычные одежды, чтобы привлечь внимание к своему товару и выручить побольше денег. Лишнего эти люди себе не оставляли, и всё, что жаловали им щедрые покупатели сверх стоимости товара за их экстравагантный вид, делили между нуждающимися коллегами. Такая взаимовыручка искренне восхищала Генри Крофта. «Вот, если бы и я как-нибудь мог помочь нашим приютским ребятам!» - частенько думал он, размахивая метлой.
…Однажды днём Генри сидел на берегу Темзы неподалёку от порта и задумчиво смотрел на подёрнутую лёгкой рябью прозрачную речную гладь. Вдруг мальчик заметил в воде небольшой деревянный ящик. Длинной палкой Генри подогнал его к берегу и сбил крышку. Внутри оказались… перламутровые пуговицы! Обрадованный, Генри набил пуговицами карманы до отказа и пошёл к себе в подвал. Дома он высыпал «богатство» на деревянный топчан и стал думать, что же теперь с ним делать. И вдруг его осенило: ну конечно! И как же он сразу не догадался?!
…На следующее утро Генри Крофт вышел на улицу без метлы. Зато в пальто, сплошь расшитом перламутром! В утреннем свете его наряд переливался всеми цветами радуги. Прохожие не могли отвести взгляд от сияющего в буквальном смысле этого слова Генри. А он с поклоном просил их пожертвовать немного на помощь сиротам. И люди щедро одаривали его деньгами. Скоро Генри собрал достаточно средств, чтобы поддерживать своих приютских друзей. Лондонцы прозвали его Жемчужным королём.
С тех пор Генри в своём перламутровом наряде появлялся везде, где только шла речь о помощи людям: на благотворительных ярмарках, акциях по сбору средств для бедняков и больных. Вскоре у него появились последователи. Теперь уже не один Крофт, а целый отряд Жемчужных королей и королев ходил по городу, собирая деньги для приютов, больниц, госпиталей, богаделен и церковных школ. За свою жизнь Генри Крофт собрал более 5 тысяч фунтов стерлингов – по нынешним меркам это примерно полмиллиона рублей - и все эти деньги потратил на благотворительность. Скончался он в 1930 году, в возрасте 68 лет - в работном доме для бедняков без гроша в кармане...
Были такие люди, кто, глядя на Генри, посмеивался над ним, называя чудаком. А другие вспоминали старинную притчу о том, как в один монастырь, спустившись с небес, пришла Пречистая Дева с Младенцем Христом на руках. Монахи по очереди приветствовали Её – читали хвалебные стихи, цитировали Библию. И был среди них скромный, не блиставший умом и дарованиями монах. Всё, что он умел – это жонглировать. Братья не желали допускать его к Богоматери, боясь, что он опозорит их обитель. Но бедняга всем сердцем хотел посвятить Святой Деве своё единственное умение. Он вышел вперёд, достал из кармана несколько апельсинов, и стал жонглировать ими перед Девой Марией. И Христос на руках у Пречистой Матери улыбнулся, а Богородица, склонившись, дала подержать жонглёру Своего Сына.
Подобно герою этой притчи, Генри Крофт отдал на служение людям всё, на что только был способен. И, видимо, Бог принял его дар – сегодня у Генри есть тысячи последователей по всей Англии, которые продолжают его дела милосердия.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия
Певчие из Москвы. Наталья Сазонова
Я — из молодёжи девяностых. В то время многие мои ровесники приняли Крещение . Стали ходить в храм. Кто тайно, кто открыто. Мы объединялись и сплачивались вокруг Церкви. Восстанавливались храмы. Церковь нуждалась в кадрах.
Мои друзья поступали учиться в духовные школы. По окончании становились священнослужителями, певчими, иконописцами.
Тогда я считала, что возрождение Церкви — дело молодых. И как будто не замечала в храме старшее церковное поколение. Но однажды...
Мне позвонил друг — молодой священник. Рассказал, что месяц назад получил назначение на далёкий сельский приход. Приехал, говорит, на место, а на станции встречают: главный агроном бывшего колхоза и местные бабульки — вот и вся община. Пошли первым делом храм осмотреть. От увиденного опустились руки. Здание громадных размеров, полуразрушенное . В советское время в храме был кинотеатр.
Бабульки заверили: «Соберём народ, расчистим место для службы». И расчистили. Первую службу назначили на кануне воскресного дня, в субботу вечером. К службе тщательно готовились: алтарь обустроили, иконостас поставили, купили нужные церковные книги. Осталось певчих найти.
Батюшка знал, что моя сестра училась на дирижёра церковного хора и пела в храме. Поэтому и позвонил мне с просьбой — найти певчих.
Мы нашли еще двух человека и в вчетвером отправились на тот приход. Батюшка, встретил, привез в храм. Повел показать, где будем петь. Народ с разных деревень собрался.
храм полон. Люди расступаются, пропускают, шепчутся: «Певчие из Москвы приехали. Батюшка певчих-то из Москвы привёз!» Мы невольно ощущали нашу значимость в этой службе.
Встали за загородку для хора- клирос. Там уже две бабульки стояли. Одна чтец — Вера Николаевна, лет 70. Другая, певчая баба Анна, маленькая худенькая старушка с узенькими, почти закрытыми глазами.
Места для хора мало. Мы ноты разложили. Сами встали впереди, бабе Анне встать сзади предложили. Началась служба. Пели слаженно. И вдруг, выясняется, что у нас нет нужной книги, в которой текст молитв воскресной службы. Нам по ней петь, а её батюшкины помощники забыли принести из церковной сторожки. Поздно спохватились. А Вера Николаевна как будто не заметила нашего замешательства. Прочла нужный стих по своей книге и ждёт. Дальше мы петь должны, а мы молчим...
И вдруг голос бабы Анны; поет нужный текст. Все обернулись на бабу Анну. Голова ее была приподнята вверх, глаза закрыты, голосочек тоненький. Поет наизусть. Мы потом узнали, что бабушка Анна — почти слепая.
Когда она поняла, что поёт одна, смутилась, замолчала. Мы зашептали: «Пойте, пойте». Так баба Анна пела все нужные тексты наизусть, пока книгу не принесли. Я смотрела на неё с благоговением.
Какая величина духа и веры в этой маленькой старушке. Вот она — настоящая певчая! Певчая из далёкой глубинки. Она знала наизусть всю воскресную службу. Никакой недуг, никакая немощь не стёрли из её памяти слов молитвы. Она славила воскресшего Христа в своём сердце.
Мы не раз ещё приезжали к батюшке. Пели на службе. Баба Анна была непременно в храме, на клиросе. Становилась, по-своему смирению, сзади нас. Словно ангел-хранитель...
Умерла баба Анна в субботу вечером, под воскресный день.
Мы приехали с ней проститься.
Я смотрела на неё в последний раз и думала: возрождение Церкви- не только дело молодых. Это общее дело! Ведь сохранили её для нас вот такие бабы Анны! Сохранили своей верой!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение