Святой великомученик Димитрий Солунский жил в Греции, в третьем веке от Рождества Христова. Святой Димитрий происходил из очень богатой и влиятельной римской семьи. Его отец был проконсулом и управлял Фессалониками - по русски-Солунью, и прилегающей областью. И отец, и мать Димитрия были тайными христианами, и сына крестили еще в детстве. Когда уже в преклонном возрасте проконсул скончался, император Максимиан, убедившись в талантах Димитрия, назначил его на пост отца. Главная задача, возложенная на него состояла в обороне города от набегов варваров и в истреблении христианства. Но Димитрий ослушался императора. Вернувшись в Фессалоники он признался перед всеми, что верует во Христа. Вместо того, чтобы преследовать христиан, он стал открыто рассказывать о христианской вере язычникам. Многие, узнав о христианстве от Димитрия, уверовали и крестились. Когда-то первую христианскую общину в Фессалониках основал апостол Павел. А Димитрия горожане стали называть «вторым Павлом».
Император Максимиан, разгневавшись, приказал расправиться с проконсулом-христианином. Димитрий узнав о том, что кара неминуема, раздал все имущество нищим и смиренно ожидал своих палачей. Святого великомученика Димитрия Солунского казнили в темнице. При императоре Константине над могилой святого была построена церковь. По преданию, именно покровительство святого Димитрия защищало Фессалоники от врагов. Те не раз видели грозного светлого юношу, обходившего с дозором стены города.
Часть 2
Святой великомученик Димитрий СолУнский жил в Греции, в третьем веке от Рождества Христова. Святой Димитрий был проконсулом родного города Фессалоники, по-русски - СолУнь. В его зачади входило и укрепление городской обороны, и командование военными частями. За проповедь христианства Димитрия казнили при императоре Максимиане. На Руси всегда особо почитали этого святого, связывая его имя с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. На многочисленных иконах святого Димитрия Солунского часто можно найти слова его молитвы о родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну».
С именем святого Димитрия Солунского связано в русской истории имя другого святого - князя Димитрия Донского. Димитрий Солунский был небесным покровителем московского князя. Накануне Куликовской битвы Димитрий Донской торжественно перенес из Владимира в Москву икону Солунского великомученика, написанную, по преданию, на доске гроба святого. В Успенском соборе Московского Кремля для нее был устроен придел во имя великомученика Димитрия. А после разгрома полчищ Мамая, великий князь установил в субботу перед днем памяти Димитрия Солунского особое молитвенное поминовение всех павших христианских воинов - Димитриевскую родительскую субботу. В первый раз эту панихиду совершил преподобный Сергий Радонежский в Троице-Сергиевой лавре.
10 мая. О подражании святым

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Подражайте мне, как я Христу».
О подражании святым — священник Захарий Савельев.
Наша вера есть вера подражания. Мы подражаем. Апостолы подражали Спасителю, апостолы подражали Пророку. Допустим, вот эпизод, когда апостол Павел воскрешает юношу, который был на Агапе, упал и умер, и он ложится на него. Это точное такое подражание Пророку Елисею, когда он таким же образом воскрешает мертвого. То есть мы подражаем нашим духовным отцам, нашим наставникам. Они подражали своим наставникам и так до самих апостолов и до самого Спасителя. То есть, получается, наша вера есть вера подражания. Но в то же время Господь оставляет обязательно за человеком свободу, обязательно свободу творчества. Но и эта свобода тоже должна быть в некой форме подражанием. Это и есть традиция, это и есть то преемство от апостолов, которое дошло до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О причинах ненависти ко Христу

В 15-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел».
О причинах ненависти ко Христу — священник Павел Гумеров.
В 2004 году при избрании комиссара Европейского Союза была отклонена кандидатура итальянца-христианина только за то, что этот человек исповедует христианские нравственные ценности. И вошел в обиход термин «христианофобия». Но христианофобия, ненависть ко Христу и к христианам, появилась не в XXI веке, а в веке I, когда были воздвигнуты первые гонения на христиан. И Господь дает нам надежду и упование, и объясняет эту ненависть. Господь говорит: «Если бы вы были от мира, мир любил бы вас». То есть христианин является белой вороной, он иной, он другой. И тем, что он живет по правде Божией, по заповедям Божьим, конечно же, он уже обличает мир. Но Господь вселяет в нас надежду. Он говорит, что «Мужайтесь, ибо я победил мир». И поэтому не нужно смущаться и бояться. Это совершенно нормально. «Подражайте мне, как я подражаю Христу», говорит нам апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О подвиге святого Симеона Иерусалимского

Сегодня 10 мая. Церковь чтит память Апостола от 70-ти и священномученика Симеона Иерусалимского, сродника Господня, пострадавшего за Христа в 107 году.
О подвиге святого — священник Стахий Колотвин.
Каждый апостол приближается к Богу, потому что проповедует Евангелие. Именно на это он поставлен Господом. Каждый святитель приближается к Богу, потому что он управляет вверенной ему общиной из православных христиан и ведет их ко спасению, несмотря на все окружающие препятствия. Мы помним, что величайшим иудеем, принявшим Христа, был Иаков, брат Божий, старший из сыновей Иосифа. И вот мы смотрим, он принимает мученическую смерть, потому что уже иудеи начинают понимать — христианская община. Несмотря на то, что иудеи и христиане продолжают соблюдать ветхозаветные заповеди, это явление совсем иное. И здесь кто был тем человеком, который исполнил евангельскую заповедь Христа, который говорит, когда увидите воинов вокруг Иерусалима, когда увидите вот эти все знамения, бегите в горы? Это был святой апостол Симеон Иерусалимский. Симеон Иерусалимский выполнил важную задачу, потому что он сохранил Православную Иерусалимскую Общину, даже когда был город разрушен, когда камня на камне не осталось ни от Иерусалимского храма, ни от домов вокруг, потому что, как говорится, «Церковь Божия, Храм Божий не в бревнах, а в ребрах».
Все выпуски программы Актуальная тема