Полицейский Сергей Палашичев и инженер Александр Уколов познакомились жарким июньским днём 2015-ого года. Жарким и в буквальном, и в переносном смысле слова. Сергею и Александру, отдыхавшим на пляже, пришлось спасать детей, в которых ударила молния.
Это случилось в Новосибирской области, недалеко от города Карасук. Берег озера Чебачье был переполнен. Люди купались, загорали. Гроза разразилась внезапно. Хлынул ливень, засверкали молнии. Отдыхающие разбежались по машинам. В своём автомобиле укрылась и пожилая женщина с тремя внуками. Но мяч, оставленный на пляже, заставил десятилетнего Рому и его младшую сестру Настю выбежать на берег. Не прошло и минуты, как детей поразил разряд молнии. Свидетелем этого стал Сергей Палашичев:
Сергей Палашичев:
«В момент бури ударила молния рядом с автомобилем соседским. Смотрим, из того же автомобиля выбежала женщина, забежала за машину, ну и потом услышали крик. Выбежали. Первой мыслью было, что с женщиной что-то случилось, а машину обежали, увидели, что двое ребятишек лежат».
Рома и Настя лежали на песке без сознания. То, что мальчик пострадал серьёзно было видно сразу. От удара молнии на нём обгорели шорты, расплавились сандалии. Посиневшее лицо, не реагирующие на свет зрачки, отсутствие дыхания заставили Сергея, ни секунды не медля, делать Роме искусственное дыхание и массаж сердца, благо на службе полицейского научили оказывать доврачебную помощь. Настя тоже не подавала признаков жизни. Её спасал Александр Уколов – сотрудник электросетевой компании, хорошо знающий, как помочь тем, кого поразил электрический разряд:
Александр Уколов:
«Начал массаж сердца делать непрямой. Вспоминать уроки оказания первой медицинской помощи. Закричал, чтобы «скорую» срочно вызывали».
Настя очнулась быстро. С Ромой было сложнее. Сергею казалось, что борьба за жизнь мальчика длится бесконечно, хотя прошло всего пять минут. Наконец ребёнок открыл глаза. Только тогда Сергей по-настоящему испугался. Обожгла страшная мысль: чем бы всё кончилось, если бы он что-то сделал не так. Врачи потом говорили: «Детей откачали чудом». «Чудом» медики назвали то, что в экстремальный момент рядом с детьми оказались Сергей Палашичев и Александр Уколов. А сами герои уверяют, что тот день принёс им не только треволнения, но и радость знакомства друг с другом.
В программе использованы материалы телекомпании "8 канал. Новосибирск".
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема