Кельтский крест - один из самых известных сегодня христианских символов. Кельтский крест, то есть крест, наложенный на круг, можно увидеть в разных частях света. К сожалению, не всегда он воспринимается как непосредственно христианский символ. Многие считают его модным элементом внешнего вида, который ассоциируется с Ирландией и культурой этой страны.
Действительно, кельтские кресты в огромном количестве можно встретить на Ирландском острове. Сами ирландцы с гордостью рассказывают о том, что крест, совмещенный с кругом, придумал в пятом веке христианский просветитель их страны - святой Патрик. Именно Патрику ирландцы приписывают идею совместить крест и круг.
Круг в пятом веке считался кельтами-язычниками символом солнца. Наложив крест на круг, Патрик, с одной стороны, показал превосходство христианства над язычеством. С другой стороны, появление круга рядом с крестом стало для кельтов знаком, что христиане собираются не упразднять их культуру, а облагородить ее.
Своеобразную "монополию" ирландцев на кельтский крест пытаются нарушить шотландцы. Жители Шотландии утверждают, что кельтский крест совсем не ирландский и что придумал его современник святого Патрика, святой Колумба, просветитель Шотландии. В доказательство шотландцы приводят большое количество каменных крестов, украшенных кругом, которые имеются на территории их страны.
Родиной креста такой формы они считают остров Айона, где в пятом веке Колумба основал свой монастырь. Впрочем, как бы ирландцы и шотландцы не отстаивали право быть родоначальниками кельтского креста, видимо все же оно принадлежит не им.
Несколько лет назад британские археологи сумели показать связь между кельтским крестом и христианским искусством Египта. О такой связи позволяет говорить резьба и иные декоративные элементы - их можно увидеть и на кельтских крестах и на каменных крестах, которые периодически находят в египетских песках. К примеру, характерным символом, связывающим кельтское и египетское искусство, является рыба – древний знак Христа. Кроме того, и в Британии, и в Египте на каменных крестах имеется хризма – так называется стилизованное изображение инициалов Спасителя.
На основании сделанных археологических находок было сделано предположение о древней связи монахов Египта и кельтских монахов. Что выглядит вполне реально. Христианские подвижника из Египта с целью миссии могли на кораблях перебраться на северо-запад Европы. А оттуда, кстати, кельтский крест совершил путешествие и на Русь. Приехав в Великий Новгород или Псков, вы сможете увидеть большое количество крестов, наложенных на круг. Поэтому кельтский крест мы смело можем называть отчасти русским.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.