В селе Бортсурма́ны, что в Пи́льнинском районе Нижегородской области, стоит красивая белоснежная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1785 году. Паломники приезжают сюда поклониться мощам святого праведного Алекси́я Бортсурма́нского. Его современник, преподобный Серафим Саровский так отзывался о нем: "Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов". И действительно, будущий святой никогда не был монахом. Алексий Гне́ушев родился в семье священника и со временем сам стал священником. Он служил в Успенской церкви села Бортсурма́ны до глубокой старости, и был похоронен у ее стен.
Первое время своего служения отец Алексий не отличался строгостью жизни и часто предавался пьянству. Но жизнь его круто изменилась после одного случая. Как-то ночью его разбудили и сообщили, что в соседней деревне умирает крестьянин. Отец Алексий рассердился, и, сказав, что больной, наверняка, не так плох и доживет до утра, отправил посланника назад. Но заснуть не смог и сам поехал в соседнее село. Он застал крестьянина уже почившим, а рядом с ним стоял Ангел со Святою Чашею в руках. Это видение настолько поразило батюшку, что он упал на колени и всю ночь молился. С этого дня отец Алексий начал подвижническую жизнь и старался придерживаться монастырского устава.
Все время, которое оставалось у него от треб и церковных служб, он принимал приходивших к нему людей. Тайно передавал деньги погорельцам и сиротам. Своими молитвами исцелял больных и немощных. Как-то к нему принесли шестилетнюю Татьяну Расстри́гину, которая от рождения не могла ходить. Отец Алексей помолился и помазал больные ноги ребенка маслом из лампадки. И девочка поправилась. Бесноватый купец, выздоровевший по молитве Алексия, устроил в бортсурманской церкви чугунный пол. До наших дней от этого пола сохранились три железных плиты.
За девять лет до своей кончины отец Алексий вышел за штат и передал свое место в Успенском храме отцу Павлу Вигиля́нскому. Сам же удалился в свою келью, по соседству с церковью, и предался молитве. Выходил из дома только чтобы посетить храм.
В 2000 году произошло радостное для всех верующих событие. Праведный Алексий Бортсурма́нский, чудотворец был прославлен в лике святых. И ныне не иссякает поток людей, приходящих к его святым мощам в Успенскую церковь в селе Бортсурма́ны Нижегородской области.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.