После смерти израильского монарха Соломона в десятом веке до Рождества Христова страна раскололась на две части – Северное и Южное царства, Израиль и Иудею. Родственные племена вступили во вражду между собой, наступило время заговоров, мятежей и братоубийственных войн. Правители на Израильском троне сменяли друг друга, оставляя в истории государства кровавый шлейф.
После очередного переворота монархию возглавил военачальник Амврий. О его правлении подробно рассказано в Ветхом завете, а именно – в Третьей книге Царств. Амврий понял, что соперничество Израиля и Иудеи наносит урон обоим государствам, и восстановил мир между племенами еврейского народа. За двенадцать лет правления Амврия Израиль достиг мощи и процветания. На живописном холме царь построил город Самарию и сделал его столицей.
Однако, в историю израильского народа Амврий вошел как нечестивый правитель. Союз с финикийцами, скрепленный женитьбой царевича Ахава на дочери финикийского правителя Иезавели обернулся насаждением в стране идолопоклонства и утратой веры в Единого Бога. Имя Амврия надолго стало синонимом порочности.
При этом многие историки считали шестого израильского царя мифическим персонажем, поскольку его существование не подтверждалось внебиблейскими источниками. Такое отношение изменилось в середине девятнадцатого века благодаря открытиям английского археолога Остина Генри Лэйярда.
Комментарий эксперта:
В 1946 года во время раскопок древнего города Нимруда на территории современного Ирака доктор Лэйярд обнаружил уникальный артефакт – двухметровый обелиск, вытесанный из черного известняка по приказу ассирийского царя Салманасара Третьего. Этот памятник украшен барельефами, на одном из которых можно увидеть фигуру израильского царя Ииуйя, подносящего дань Салманасару. Надпись, сопровождающая это изображение, гласит: «Ииуй, сын Амврия». Запечатленный на барельефе монарх не был биологическим потомком Амврия. Однако, ассирийцы помнили, что именно во время правления шестого царя Израиль добился исключительного международного положения, и всех последующих монархов называли «сынами его дома».
После этой находки Генри Лэйярда скептики еще продолжали сомневаться, что царь Амврий некогда существовал. Следующий археологический трофей ученого все сомнения развеял. В 1849 году, исследуя руины Ниневии, доктор Лэйярд обнаружил клинописный архив – библиотеку ассирийского царя Ашшурбанапала, на многих табличках которой Самария называется не иначе как «Мат бит Хуумрия», то есть земля Амврия.
Военные амбиции и дипломатические таланты израильского монарха были обращены в сторону таких соседей, как ассирийцы, филистимляне, финикийцы, моавитяне. О покорении Амврием царства Моав сохранила сведения так называемая стела Меши, обнаруженная немецким пастором Фридрихом Клейном в 1868 году в селении Дибон в районе Мертвого моря и изученная французским археологом Шарлем Клермоном-Ганно.
Комментарий эксперта:
Стела царя Меши, известная также как Моавитский камень – черная базальтовая плитавысотой метр двадцать четыре и шириной семьдесят один сантиметр,с закругленными верхними углами. Это памятник девятого века до Рождества Христова, созданный по приказу моавитского царя Меши. На лицевой стороне камня сохранились строки, повествующие о военных победах и поражениях моавитян. Есть на нем и такие слова: «Амврий, царь Израиля, угнетал Моав много дней потому что Кемош гневался на страну свою. ...И унаследовал Амврий страну Махдева и сидел в ней дни его и половину дней сына его».
Кемош, упоминаемый в записи на Стеле Меши – это языческое божество моавитян. Махдев – город, основанный аммореями и захваченный израильтянами во время правления царя Давида. Он был утрачен евреями в войне с моавитянами после смерти царя Соломона и, как оказалось – вновь возвращен Амврием.
Древний артефакт не только подтвердил факт существования упоминаемого в Библии царя Амврия, но и расширил информацию его роли в истории Израильского царства. Археология в очередной раз доказала достоверность Священного писания!
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема